Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 6 (131) > СОХРАНЕНИЕ БИОРАЗНООБРАЗИЯ

Разработка учебно-методических пособий для школьников Кемеровской области

в рамках реализации международного проекта ПРООН и ГЭФ в Российской части Алтае-Саянского экорегиона.

Л.А. Горшкова,

старший методист МОУ ДОД «Центр дополнительного образования им. В. Волошиной» (г. Кемерово)

Одним из перспективных направлений совершенствования системы общего среднего образования являются его регионализация, краеведческий аспект, особенно необходимые в области биологии и экологии. В краеведческое содержание биологии и экологии должны быть включены знания по биологическому разнообразию животного и растительного мира родного края, по общему участию населения в его сохранении, по специальным мерам сохранения.

Сегодня охрана природы из естественно-научной проблемы переросла в социально-культурную и ее нельзя решить, не принимая эффективных воздействий по изучению и охране экосистем.

К сожалению, до настоящего времени этим вопросам уделяется незаслуженно мало внимания, как в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, так и в учреждениях дополнительного образования детей. Анализ школьных программ по биологии и экологии показал, что данные аспекты изучаются в них лишь фрагментарно, как правило, в связи с характеристикой общих проблем охраны природы, или о них только упоминается.

Все эти факты приводят к необходимости решать проблемы экологического образования школьников на региональном уровне, в том числе опираясь на потенциал природных заповедников и национальных парков, используя новые методики.

Основными условиями для внедрения вопросов сохранения биоразнообразия в школьные программы являются наличие учебников, квалифицированных педагогов и методическое обеспечение учебного процесса.

С 2007 г. началась реализация проекта Программы развития ООН и Глобального экологического фонда (ПРООН/ГЭФ) «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона» и его подпрограммы «Разработка образовательных блоков, включающих вопросы сохранения биоразнообразия, в школьные общеобразовательные программы на примере Таштагольского района Кемеровской области».

Для реализации данного Проекта, по согласованию с Управлением образования Таштагольского района, были выбраны 5 опытных школ (школы №№ 8, 9, 10 города Таштагола, шк. № 11 поселка Шерегеш и шк. № 26 дер. Усть-Кабырза). Таким образом, в эксперименте приняли участие школьники поселковой, деревенской и трех лучших школ города Таштагола, которые ранее имели опыт участия в различных экспериментах, достаточную техническую базу для внедрения новых программ и высококвалифицированный состав педагогов.

Для учителей биологии, экологии, географии в течение 2007 г. было проведено несколько семинаров, где определялись цели и задачи эксперимента, а также схема его реализации.

Для выявления степени развития экологического сознания школьников Таштагольского района, а также их уровня знаний регионального компонента, охраняемых животных и растений Таштагольского района, особенностей и уникальности природных сообществ Горной Шории, экологической обстановки района преподавателями кафедры зоологии и экологии Кемеровского госуниверситета были разработаны и использованы следующие анкеты:

  • на знание регионального компонента по разделу «Животные»;
  • на знание регионального компонента по разделу «Растения»;
  • на знание регионального компонента по разделу «Экология»;
  • изучение степени развития экологического сознания;
  • а также использована анкета «ЭЗОП» на изучение отношения к природе.

Всего на первом этапе было опрошено 853 школьника в возрасте от 12 до 17 лет и проанализировано 1420 анкет. Анкетирование показало средний уровень развития экологического сознания у обучающихся и недостаточное знание растений, животных и экологических проблем родного края.

Например, более 40 % респондентов рассматривали природу только с точки зрения пользователя, не учитывая необходимость ее охраны и восстановления.

Однако такое же количество юных жителей Таштагольского района уверены, что природа – это, в первую очередь, среда обитания, о которой необходимо заботиться и охранять ее от загрязнения и непродуманного вмешательства со стороны человека.

Экологически грамотное поведение в природе освоили 56 % юных респондентов Таштагольского района, и 52 % школьников готовы поучаствовать в различных мероприятиях по улучшению окружающей обстановки – уборке мусора, посадке деревьев на территории лесхоза и др.

Хорошо прослеживается тесная связь жителей Горной Шории с существующей вокруг них природной средой, но, анализируя анкеты первого этапа, мы выяснили, что школьники имеют слабое представление о видовом разнообразии растений и животных района, об уникальности природных сообществ, находящихся на территории Горной Шории. Так, только 21 % школьников на первом этапе работы смогли назвать охраняемых животных и растений района.

В общем первый констатирующий срез показал невысокий уровень знаний регионального компонента – от 1,8 до 2,2 баллов по 5-бальной системе, особенно сложными оказались вопросы о биологическом разнообразии региона.

Изменить подобную ситуацию, оценить самоценность той природной среды, которая их окружает, научиться сохранять и заботиться о ней можно только в том случае, если это «окружающая среда» перестанет быть «зеленой массой», абстрактной «природой», куда выезжают отдохнуть на выходные. Это возможно, если станут узнаваемыми растения и животные, с которыми ребята встречаются в городе, на дачном участке, в тайге.

Поэтому должны быть учебные пособия (атласы, плакаты, карты, учебно-методические и научно-популярные издания, справочники и т.д.), которые бы знакомили школьников с природой родного края и его отдельными представителями.

В ходе реализации проекта ПРООН/ГЭФ, выполненном при финансовой и административной поддержке Администрации Кемеровской области, Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, ГУ «Областной комитет природных ресурсов Кемеровской области», Администрации Таштагольского района, учеными и педагогами был разработан и опубликован комплект учебно-методических пособий и дополнительной литературы для учителей и школьников Таштагольского района.

Комплект состоял из 8 пособий, освещающих различные вопросы регионального содержания, которые передавались в экспериментальные школы в течение 2006-07 и 2007-08 учебных годов для апробации.

В содержание указанной литературы были включены сведения по биологическому разнообразию Таштагольского района и вопросы его сохранения.

Все педагоги, работавшие в рамках эксперимента, отметили высокий уровень предложенных пособий и учебников, рассказали о том, как именно организуются занятия по вопросам сохранения биологического разнообразия Таштагольского района, насколько востребовано каждое отдельное пособие в образовательном процессе в различных возрастных группах. Степень использования некоторых пособий в экспериментальных школах Таштагольского района представлена в таблице.

Использование учебных пособий по региональному компоненту в экспериментальных школах Таштагольского района (2007-08 уч. год), %
классы Наименование пособия
Эколого – просветительская тропа «Черневая тайга» (карманный справочник) Комплект учебных материалов «Животные и растения юга Западной Сибири» Красная книга Таштагольского района Путешествия с растениями по Горной Шории Животный мир Горной Шории Наш дом – Горная Шория
5 44 100 23 20 - -
6 18 100 23 20 - -
7 19 100 40 50 50 10
8 20 - 20 20 20 10
9 20 - 30 23 30 20
10-11 30 100 30 10 20 10

Проведено повторное тестирование школьников, которое показало, что, несмотря на небольшой срок использования этих пособий, у обучающихся повысился уровень знаний регионального компонента, в частности, биологического разнообразия Таштагольского района, в среднем на 1,7 баллов и теперь составляет от 3,5 до 4,1 балла по пятибалльной системе.

Таким образом, мы можем говорить об успешном опыте внедрения в школьные программы вопросов изучения и сохранения биологического разнообразия и охране экосистем. В мае 2008 г. в г. Кемерово состоялась межрегиональная научно-практическая конференция по тиражированию опыта по разработке учебно-методических пособий на территории АСЭР, где опыт Таштагольского района по включению вопросов сохранения биоразнообразия в школьные программы был оценен на высоком уровне.

Итак, не вызывает сомнения, что пособия по региональному компоненту в области изучения и сохранения биоразнообразия необходимы. Есть положительный опыт, который показывает, насколько улучшаются знания школьников при использовании таких пособий. Есть уже готовые, апробированные пособия по ботанике, зоологии, экологии родного края, которые устраивают школьников и педагогов. Есть огромное желание педагогов области получить в свое распоряжение такую литературу.

Остается найти возможность издания этих учебных пособий в значительном тираже, чтобы снабдить ими образовательные учреждения и детские библиотеки Кемеровской области.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов