Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 6 (131) > ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ

Общественные слушанияпо проблеме рекультивации

В ноябре представители органов законодательной и исполнительной власти, руководители угольных компаний, научных организаций, представители общественности и средств массовой информации обсудили на заседании Общественной палаты Кемеровской области возможности оптимизации на региональном уровне контроля за качеством проведения рекультивации.

Поскольку подборка информационно-аналитических материалов о том, что собой представляет проблема рекультивации в Кузбассе, была опубликована в «ЭКО-бюллетене» № 4(129), чтобы избежать дублирования, остановимся только на тех высказываниях участников общественных слушаний, которые легли в основу принятых рекомендаций и содержат примеры конструктивного взаимодействия различных организационных структур на региональном уровне.

Андрей Николаевич Малахов, заместитель губернатора Кемеровской области по угольной промышленности и энергетике:

– В настоящее время на территории области функционируют более 300 предприятий по добыче и разведке полезных ископаемых. Расчеты показывают, что при добыче одной тонны угля образуется до двадцати тонн твердых отходов. Следовательно, в отвалах накоплены десятки миллиардов вскрышных пород. Согласно стратегии развития угольной отрасли Кузбасса объем добычи угля к 2025 году достигнет 270 миллионов тонн, в связи с этим вопросам рекультивации должно быть уделено самое пристальное внимание, первостепенное значение приобретает рациональное восстановление и охрана природных ресурсов. Следует отметить, что этот вопрос находится на особом контроле в администрации области, в органах Ростехнадзора и Росприроднадзора. 23 октября в областной администрации губернатор подписал соглашение с Ростехнадзором о контроле за ведением работ, связанных с рекультивацией нарушенных земель.

Ольга Дмитриевна Аношина, заместитель начальника Департамента природных ресурсов и экологии АКО:

– Попытка разработки законодательства на региональном уровне пока не увенчалась успехом, потому что наши предложения были завязаны на создании так называемого залогового фонда, но это противоречит основам гражданского кодекса (подробности о попытках разработать региональный законопроект читайте в «ЭКО-бюллетене» № 4(129)). Поскольку закон на уровне региона не проходит, надо развивать эту тему на уровне федерации.

Евгений Леонидович Счастливцев, доктор технических наук, заместитель директора Института угля и углехимии СО РАН:

– Официальная статистика не учитывает земли, нарушенные в результате добычи угля подземным способом. По нашим подсчетам, общий объем нарушенного горными работами пространства земных недр составляет пятьдесят миллиардов кубических метров горных пород, чтобы понять, сколько это, представьте полосу шириной в один километр и глубиной в сто метров от Кемерово до Белово (расстояние между этими двумя городами составляет 120 км – прим. ред.). Эти гигантские объемы нарушения подземных недр влияют в том числе и на сейсмоопасность. Существенный фактор, который мог бы внести вклад в улучшение экологической обстановки, – нормирование земельного отвода для проведения открытых работ еще на этапе их проектирования, это позволило бы подойти к дифференцированной оплате за вклад в нарушение земель. Зачастую фактически используемая площадь превышает в 1,5-2 раза необходимую.

Юрий Александрович Манаков, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией фитомелиорации Кузбасского ботанического сада Института экологии человека СО РАН:

– Согласно требованиям земельного и градостроительного кодексов, муниципальные органы власти обязаны разработать и внедрить планы развития муниципальных территорий, включающих в том числе вопросы повышения качества среды проживания, сохранения и воспроизводства ценного природного и историко-культурного потенциала, увеличения его хозяйственного использования, а также оценки экологического состояния нарушенных земель и проведение рекультивации в соответствии с планами дальнейшего развития этих территорий. На деле же во многих районах области схема территориального развития не содержит никакого плана для земель, нарушенных горными работами.

В Кемеровской области до сих пор не ведется учет нарушенных земель по категориям, нет научной методики сбора первичной информации, данные берутся от самих предприятий, которые обращаются с ними, как им будет угодно. По нашему мнению, создание базы данных по нарушенным землям – очень важная задача. Необходимо взять под учет каждый отвал, каждую карьерную яму, все подработанные шахтами земли (в особенности которые не имеют собственников или находятся на стадии проектирования) в каждом районе, чтобы иметь возможность планировать их восстановление и дальнейшее рентабельное использование.

Необходимо создать службу, которая бы занималась исключительно вопросами рекультивации, в том числе оказанием услуг в этой сфере. На законодательном уровне созданы лишь минимальные условия для повышения уровня работ по рекультивации земель. Главная ответственность и контроль возложены на местные органы власти – муниципалитеты, которые должны перейти от практики получения доходов в местный бюджет за счет размещения отходов производства на своих землях к тому, чтобы уже сегодня повышать требования к рабочим проектам рекультивации с целью рентабельного использования промышленных территорий после их рекультивации в долгосрочной перспективе. Решение о выборе метода рекультивации не должно ограничиваться только лесным или сельскохозяйственным направлением. В мире применяется много других методов, позволяющих вернуть нарушенным землям и экологическую эффективность, и общественную привлекательность.

Зинур Зиятдинович Шигапов, заведующий отделом промышленности, транспорта и связи администрации г. Киселевск:

– Наш город характеризуется высокой концентрацией горного производства, угледобывающие предприятия размещены в непосредственной близости к жилой застройке, поэтому в Киселевске особенно сложные условия для проведения рекультивации. Но на сегодняшний день администрация города и угледобывающие предприятия находят взаимопонимание в решении вопросов благоустройства и рекультивации нарушенных земель в городской черте. Перед разработкой проекта каждому предприятию выдаются технические условия; в силу вышесказанного и того, что вблизи города ощущается дефицит рекреационных зон, особое внимание уделяется санитарно-эпидемиологическому и рекреационному значению проектов. Постоянная комиссия контролирует их выполнение не только на биологическом, но и на технологическом этапе рекультивации. Искоренена практика приемки рекультивированных земель на биологическом этапе по принципу: сегодня посадили – завтра сдаем городу. Поскольку процент приживаемости посадочного материала сразу определить невозможно, приживаемость контролируется с течением времени. Обязательным условием при проведении биологического этапа рекультивации является уход за посадочным материалом в течение последующих пяти лет. Особо следует отметить соглашение, достигнутое между администрацией города и ООО «Вахрушевский угольный разрез»: более 20 лет в центре города возле жилого массива располагается выемка, образованная в результате открытых горных работ шахты «Киселевская». Общий объем по засыпке выемки, запланированной на 2008-2010 гг., составляет около 5 тысяч кубометров. На сегодняшний день работы по засыпке ведутся разрезом с опережением графика, после проведения горнотехнического этапа на данном месте будет разбит парк отдыха для горожан.

Андрей Николаевич Куприянов, доктор биологических наук, заведующий отделом Кузбасского ботанического сада Института экологии человека СО РАН:

– В угледобывающих районах, которые уже прошли точку бифуркации, природа погибает необратимо. Трехлетние исследования петербуржских ученых доказали, что экологическая емкость в Кемеровской области превышена в четыре раза, и мы движемся уже не в сторону экологического кризиса, а в сторону экологического коллапса. Мы должны инициировать активность гражданского общества и принятие на федеральном уровне таких законов, которые бы защищали население от произвола угольной компании. Нужна комплексная областная программа по рекультивации, причем не на уровне рекомендаций, а на уровне руководства к действиям.

Все участники общественных слушаний были единодушны в том, что увеличение добычи угля не может осуществляться без должного внимания к последствиям деятельности угледобывающих производств, восстановления ущерба, причиненного окружающей природной среде. И чтобы оптимизировать существующий организационный подход к проведению рекультивации, было принято решение рекомендовать следующее:

Совету народных депутатов – выйти с предложением в Государственную Думу РФ о необходимости принятия законодательных актов, обеспечивающих качественное восстановление нарушенных земель.

Администрации Кемеровской области – провести комплекс работ по геоэкологической оценке состояния окружающей среды и возможности развития добычи угля в наиболее экологически неблагоприятных угледобывающих районах Кузбасса, упростить передачу самовосстанавливающихся нарушенных территорий в государственный лесной фонд и оказывать поддержку инновационным проектам.

Муниципальным образованиям Кемеровской области – учитывать при составлении перспективного планирования социально-экономического развития территорий и использование рекультивируемых нарушенных земель.

Угольным компаниям – усилить внимание к количеству и качеству проектирования мероприятий по рекультивации нарушенных земель.

Кемеровскому научному центру в рамках научных подразделений СО РАН – развивать фундаментальные вопросы восстановления нарушенных экосистем в результате добычи угля.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов