Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 6 (131) > ЭКОПРОСВЕЩЕНИЕ

Томск: Внедрение непрерывного экологического образования

О. Киселева, В. Малышев,

сотрудники ОГУ «Облкомприрода» (г. Томск)

В Томске, возможно, впервые в России начат эксперимент по внедрению непрерывного экологического образования. Разработана программа экологического образования в школе, с 1 по 11 классы, появились специальные учебники. Кроме того, хорошо отработана система взаимосвязи образовательных учреждений и органов власти в лице департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды. Именно поэтому прошедшая в нашем городе научно-практическая конференция по экообразованию привлекла участников из 12 регионов России: из Москвы и Петербурга, с Камчатки, Урала, Алтая, из Кемеровской, Новосибирской областей, Красноярского края и других субъектов Сибирского федерального округа.

В конференции приняли участие 325 человек: представители Администрации Томской области, Алтайского края, государственных, научных и общественных организаций, специалисты в области экологического образования, воспитания и просвещения, преподаватели вузов, методисты, учителя, педагоги дополнительного образования, воспитатели детских садов, работники заповедников, сотрудники музеев, библиотек.

Было заслушано 238 докладов, подведены промежуточные итоги работы по основным направлениям в рамках реализации «Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2006-2010 гг.» и определены перспективы дальнейшего развития.

Томичи подвели итоги работы за 2 года. Отмечено, что главный итог – создана и успешно работает образовательная сеть, которая представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя пилотные экологические площадки разного уровня, работающие в инновационном режиме, – общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования и культуры, начального и среднего профессионального образования, высшие учебные заведения.

Каждый докладчик представил уникальный опыт работы с детьми, подростками, молодежью, основанный на культурных и научных традициях разных регионов нашей страны. Доклады и презентации сопровождались показом видео- и фотоматериалов, демонстрацией методов обучения.

Наряду с очевидными успехами участники конференции отмечали такие проблемы, тормозящие процесс непрерывного экологического образования, как несовершенство нормативно-правовой базы (включая отсутствие Федерального закона «Об экологической культуре»), отсутствие государственных стандартов для различных уровней экологического образования, а также недостаточность финансирования экологической образовательной деятельности. Принято решение направить обращения в соответствующие структуры (Федеральное Собрание и Министерство образования и науки России) с просьбами ускорить рассмотрение и принятие Федерального закона «Об экологической культуре» и ввести в основные образовательные программы естественно-научной направленности курс «Экология», а также включить в государственную систему дополнительного (внешкольного) образования программы по экологии. Кроме того, как считают участники конференции, пришла пора разработать учебно-методические материалы по внедрению наилучших существующих технологий для педагогов, студентов, специалистов промышленных предприятий, а также для государственных служащих, имея в виду справочные рекомендательные документы ЕС по наилучшим доступным технологиям. Нужно ввести эти материалы в программы высших учебных заведений и дополнительного профессионального образования.

В резолюции конференции даны также рекомендации Департаменту общего образования, Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды, Департаменту культуры, Комитету по высшему и среднему профессиональному образованию и Управлению начального профессионального образования, направленные на развитие и совершенствование системы непрерывного экологического образования в Томской области, обобщение и распространение успешного опыта работы в этой сфере.

Кроме того, решено обобщить положительный опыт межрегионального взаимодействия и продолжить такие его формы, как проведение летних экологических лагерей, акций, интернет-конференций, и содействовать формированию единого информационно-экологического пространства бассейна реки Оби, в частности, начать работу по созданию сибирской общественно-экологической газеты «Природа Сибири».

Все эти предложения, как надеются собравшиеся, позволят поднять экологическое образование и воспитание населения Сибирского региона на более высокий уровень и в конечном итоге вырастить поколение экологически ответственных граждан.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов