Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 1 (132) > ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Новый региональный экологический закон Кемеровской области

В Кемеровской области принят новый закон: закон Кемеровской области от 6 февраля 2009 года № 11-ОЗ «Об устранении последствий негативного воздействия хозяйственной деятельности предприятий на окружающую среду при их ликвидации», принят Советом народных депутатов Кемеровской области 28 января 2009 года. На вопросы «Эко-бюллетеня ИнЭкА» относительно нового закона мы попросили ответить Нину Юрьевну ВАШЛАЕВУ, начальника департамента природных ресурсов и экологии Администрации Кемеровской области.

– Кто был инициатором и основным разработчиком данного закона?

– С инициативой разработки подобного законопроекта выступил губернатор Кемеровской области А.Г. Тулеев.

Основные разработчики – департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области и комитет по вопросам аграрной политики, землепользования и экологии Совета народных депутатов Кемеровской области. К работе также привлекались специалисты правовых управлений Администрации и Совета народных депутатов Кемеровской области.

– Существуют ли подобные законы в других субъектах федерации?

– В законодательной базе города Москвы имеются отдельные нормативно-методические документы, учитывающие экологические аспекты и предусматривающие реабилитацию территорий при перебазировании, реформировании и ликвидации предприятий. Однако задачи, которые решались правительством Москвы, принципиально иные, чем в нашем случае. Необходимость разработки документации, определяющей порядок перебазирования, реформирования, ликвидации предприятий и реабилитации освобождаемых территорий, была вызвана в первую очередь отсутствием достаточного числа свободных земельных участков для осуществления масштабного жилищного строительства в целях обеспечения дальнейшего эффективного развития Москвы как города-мегаполиса. Высокая стоимость земельных участков в Москве позволяет уже на начальной стадии найти инвестора, готового финансировать работы по выводу (перебазированию) предприятия, включая осуществление на освобождающемся земельном участке нового строительства.

У нас ситуация принципиально иная. Закон Кемеровской области направлен именно на ликвидацию последствий негативного воздействия ликвидируемых предприятий на окружающую среду. Такого рода законодательных актов в Российской Федерации сегодня, по нашим сведениям, еще нет.

– Если возникла необходимость принятия такого закона, то, вероятно, уже существует прогноз относительно того, какие объекты хозяйственной деятельности в Кемеровской области в ближайшие 5 (или 10?) лет будут ликвидироваться?

– Мы надеемся, что наши промышленные предприятия благополучно переживут сегодняшние трудности. Однако, как говорится, надейся на лучшее, а готовься к худшему. Кемеровская область до сих пор решает экологические проблемы, доставшиеся нам в наследство при бездумной ликвидации предприятий в 90-е годы прошлого века. И мы не должны допустить повторения ситуации в случае самого пессимистического сценария экономического развития. Закрытие без должного экологического обоснования нерентабельных шахт привело к образованию своеобразных «экологических мин замедленного действия». Фактически на полях ликвидированных шахт Кузбасса все еще проявляются провалы земной поверхности в зонах, где горные работы прекращены десятки лет назад. Зоны активной газодинамики представляют, и еще долгие годы будут представлять, реальную опасность для жизнедеятельности объектов, возводимых в радиусе их влияния.

В настоящее время в сетях промышленной канализации и строительных конструкциях кемеровских предприятий оборонного комплекса «Кемеровский завод «Коммунар» и «Прогресс», расположенных практически на одной промплощадке и прекративших свою деятельность, находится более 1 тыс. тонн кислотных шлаков, 36 тыс. куб. метров золы от сжигания сульфитных щелоков, а также около 40 видов химических веществ, в том числе 14 – особо опасных.

Сложная ситуация сложилась на территории бывшего Беловского цинкового завода, которая предельно загрязнена отходами от производства.

Сегодня мы не должны допустить повторения ситуации в случае самого пессимистического сценария экономического развития.

– Является ли принятие этого закона продолжением работ по пилотному проекту по ликвидации прошлого экологического ущерба (ПЭУ), в котором участвует Кемеровская область? (от ред.: подробнее о проекте ПЭУ см. ЭКО-бюллетень ИнЭкА № 3 за 2007 г. и №2 за 2008 г.)

– Работа в течение ряда лет над задачами ликвидации прошлого экологического ущерба на территории Кузбасса позволила нам глубже понять необходимость скорейшего решения этой проблемы и важность незамедлительной разработки необходимой нормативно-правовой базы. Поэтому правильнее сказать, что разработка закона явилась логическим следствием этой работы.

– Какие дополнительные положения и рекомендации еще нужно разработать, чтобы нормы этого закона могли быть применимы в практике?

– Во-первых, чтобы закон заработал, необходим орган, обеспечивающий его исполнение. Таким совещательным, координационным и консультационным органом определена комиссия по вопросам охраны окружающей среды при ликвидации предприятий во главе с губернатором Кемеровской области А.Г. Тулеевым. Проект положения о деятельности комиссии и ее персональный состав в настоящий момент проходят необходимые согласования. Необходимость в дополнительной разработке нормативных, правовых и инструктивно-методических документов будет выявлена при практическом применении положений закона в ходе работы комиссии.

– Каким образом будет определяться и оцениваться необходимый объем работ по ликвидации негативного воздействия? Кто будет оценивать и кто будет контролировать данные работы?

– Я хочу подчеркнуть, что положения закона предусмотрены для действующих на настоящий момент предприятий. Поэтому, согласно действующему законодательству, все мероприятия по ликвидации (консервации) должны выполняться в соответствии с разработанными и согласованными в установленном порядке уполномоченными федеральными органами проектами на ликвидацию (консервацию) производственных объектов. Соответственно, объемы работ по приведению территорий в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, и их стоимость должны определяться проектными решениями. Не случайно законом предусматривается возможность участия в работе комиссии руководителей и уполномоченных представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов прокуратуры, налоговых органов, органов надзора и контроля, органов местного самоуправления, иных заинтересованных органов и организаций, проектных организаций, собственников предприятий.

Поэтому одной из основных задач комиссии является обеспечение координации и взаимодействия всех заинтересованных лиц, включая собственника предприятия.

– В международном опыте по ликвидации накопленного экологического ущерба существует такое понятие, как приведение территории в состояние, пригодное для планируемого вида деятельности. То есть не всегда есть необходимость приводить территорию в то первоначальное состояние, которое было до строительства данного предприятия. Да и чаще всего это просто нереально. Каковы существующие требования российского законодательства на этот счет?

В принципе, в Российской Федерации используются аналогичные подходы. Направление рекультивации земель и реабилитации территорий выбирается исходя из планируемого дальнейшего использования таких земель. Другое дело, что федеральное законодательство в этой сфере носит фрагментарный характер и требует серьезной доработки.

– Работы по ликвидации негативного воздействия могут включать в себя достаточно дорогостоящие мероприятия. Существуют ли какие-то возможности софинансирования данных работ из федерального или регионального бюджетов для «старых» предприятий, экологический ущерб которых был накоплен еще в период государственного управления данным предприятием?

– К сожалению, на настоящий момент какая-либо правовая база по данному вопросу отсутствует. Мы считаем, что вопрос финансирования работ по ликвидации накопленного экологического ущерба, как для предприятий уже прекративших свою деятельность, так и тянущих за собой «хвост» экологических проблем, накопленных за десятилетия прошлой хозяйственной деятельности, должен рассматриваться конкретно для каждого отдельного случая. Причем возможность софинансирования из бюджетов всех уровней, использование механизмов частно-государственного партнерства, а также привлечение в ряде случаев частных инвесторов только ускорит решение проблемы ликвидации экологического ущерба.

– Если ликвидируемое предприятие не сможет оплатить весь необходимый объем работ по ликвидации негативного воздействия, то какие меры ответственности могут быть к нему применены?

– В случае неисполнения требований действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, в том числе и данного Закона, предполагается использовать все меры воздействия на руководителей и собственников предприятий – имущественную, дисциплинарную, административную и, в самых крайних случаях, вплоть до уголовной ответственности.

– Как и кем будет определяться максимальный срок на устранение последствий неблагоприятного воздействия на окружающую среду?

– Этот срок будет определяться в каждом конкретном случае в ходе работы комиссии по вопросам охраны окружающей среды при ликвидации предприятий.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов