Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 1 (132) > КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Уменьшение токсичности газов автотранспорта

Виктор Зайцев,

консультант-специалист программы «Просвещение, пропаганда, образование», г. Новокузнецк

Автотранспорт пагубно воздействует на окружающую среду и здоровье человека. Особенно в последние годы, когда число машин удваивается каждые 5-10 лет. В том числе в крупных промышленных городах, каким является Новокузнецк. Если, по статистическим данным, в 2005 году в городе на учете стояло 115 тысяч автотранспортных единиц, в 2006 – 128 тысяч, то в 2007 году их число увеличилось еще на 9 тысяч единиц, и городской автопарк продолжает расти.

Соответственно продолжают увеличиваться и валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников – 74,4 тысячи тонн оксида углерода, углеводорода, двуокиси азота и серы, а также сажи и свинца в 2007 году против 69,7 тысяч тонн в 2006 году. Основной вклад вносят выхлопные газы, а основные точки выбросов – напряженные магистрали и городские перекрестки. Авторы разных статей называют до 200 разновидностей вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей. Их токсичность может изменяться от качества топлива, системы регулирования топливоподачи, степени изношенности автопарка. Кроме того, имеет значение частота остановок, что и происходит в городских условиях – перед светофорами, на стоянках или автобусных остановках. При этом выбросы токсических веществ, в первую очередь угарного газа, возрастают в несколько раз.

Таким образом, данный вид загрязнений городской среды носит комплексный характер, и решение этой проблемы также должно иметь несколько направлений.

Проблема качества жидкого топлива касается каждого автовладельца, у него должна быть уверенность, что заливаемые в бензобак солярка и бензин соответствуют сертификату. И контроль за качеством должны осуществлять не только производители топлива. Должна быть система контроля на каждой автозаправке. На некоторых точках она есть, но в целом эта система неэффективна, она так и не заработала.

Регулировка подачи топлива зависит от компетентности и ответственности самого автовладельца. Данный вид воздействия на уменьшение токсичности должен быть дополнен системой наказаний для нарушителей, которые превышают допустимую норму выбросов, и поощрений для тех, кто поддерживает токсичность выхлопных газов на допускаемом уровне.

Проблема пробок на дорогах – общегородская, и она требует централизованного решения: регулировкой дорожного движения, новыми транспортными развязками, а также более качественной подготовкой водителей, которые зачастую своими действиями создают эти самые пробки.

Следующая проблема – изношенность автомашин хоть и с трудом, но поддается решению на личном уровне. Существует мнение, что какое бы масло ни заливали в мотор, все равно с течением времени технические параметры двигателя будут ухудшаться, процесс его износа будет расти и, соответственно, токсичность выхлопных газов будет увеличиваться. Попытки автовладельца путем регулировки топливной системы довести к техосмотру уровень выбрасываемых загрязнений до нормы приводит к тому, что падает мощность двигателя. Поэтому после проверки на токсичность водители вновь изменяют регулировку топливной системы, чтобы повысить мощность машины. Эффект уменьшения выбросов сводится к нулю.

Многие замедляют процесс износа, применяя качественное масло. Но тогда приходится чаще его менять, что приводит к увеличению количества отработанного масла, что является дополнительным источником загрязнения окружающей среды. В предыдущем номере «ЭКО-бюллетеня» была названа такая цифра: ежегодно в городе образуется до 50 тонн отработанных масел. Возможность утилизировать эти масла через городские котельные возникает только после перегонки через сепараторы, которые не везде имеются. Таким образом, вопрос их массовой утилизации пока находится в стадии разработки.

Загрязнение воздушного бассейна автомобильным транспортом
Основными источниками загрязнения воздушного бассейна от автомобильного транспорта являются токсичные вещества, выбрасываемые отработанные газы, картерные газы и топливные испарения. Последние включают испарения из системы питания автомобилей (0,6...1,4 л бензина в сутки), испарения при заправке автомобилей (1,4 г на 1 л заливаемого топлива) и испарения при хранении топлива (%% – 70 г на 1 т в сутки). Кроме того, источниками испарений топлива являются предприятия инфраструктуры автомобильного транспорта (АТП, СТО, авторемонтные мастерские, АЗС, гаражи, стоянки и др.).
В атмосферу выбрасывается также значительное количество канцерогенных веществ. В их состав, кроме сажи с адсорбированными на ней полиароматическими углеводородами (ПАУ), входят асфальтовая и шинная пыль, образующаяся в процессе движения автомобилей, и продукты износа тормозных накладок, содержащих 30 % асбеста и 5 % свинца. Попадая в воздух и на почву, а затем в воду, они несут с собой серьезную опасность для населения.
Большую опасность представляют новые и изношенные шины, хранящиеся на складах. Они активно выделяют в атмосферу более десятка чрезвычайно реакционноспособных и токсичных химических соединений, в том числе канцерогенных.
Из Распоряжения Минтранса РФ от 14 апреля 2003 г. N ОС-339-р «О введении в действие Пособия дорожного мастера по охране окружающей среды»

Однако наука на месте не стоит: появились специальные защитно-восстановительные составы, поддерживающие детали и двигатель в рабочем состоянии, и более того, настолько улучшающие технические параметры машины, что становится возможным увеличить мощность двигателя и уменьшить расход топлива на сто километров пробега до 20-25 %, что подтверждено экспериментально, в том числе и в Новокузнецке на базе Пассажирского автопредприятия (ПАТП) №1. Если бы все автовладельцы стали применять подобные технологии для уменьшения износа машин, тогда не только была бы экономия топлива, но и количество отработанных масел за год с 50 тонн могло бы уменьшиться до 10-20 тонн, не говоря уже об уменьшении вредных выхлопов.

Один из способов уменьшения токсичности выхлопных газов, примененный новосибирскими специалистами по разработке ученых Санкт-Петербурга, основан на изменении технологии сжигания топлива. Вместо периферийного горения в камере сжигания идет объемное ускоренное сжигание топливной смеси, что позволяет полностью, 100-процентно сжигать жидкое топливо. При этом в два раза замедляется скорость пристеночного горения и в три раза возрастает скорость объемного сжигания. Данная система сжигания топливной смеси возможна при подготовке этой смеси перед заправкой в бензобак.

Применять новые составы можно не только для уменьшения токсичности выхлопных газов в автотехнике моделей любого размера (грузовой, легковой, пассажирский транспорт) и любых производителей, отечественных или импортных. Не только для очищения воздуха наших городов, но и для уменьшения финансовых затрат на содержание техники в сегодняшних тяжелых условиях.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов