Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 1 (132) > НА ПУТИ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ

Устойчивое развитие и гражданское общество

3-4 февраля 2009 года в Барнауле состоялись слушания/семинар по Сибирскому федеральному округу «Устойчивое развитие и гражданское общество».

На слушаниях был обсужден ряд вопросов:

  • Экологическая политика и гражданское общество: постановка проблемы;
  • Устойчивое природопользование. Обеспечение энергоэффективности;
  • Формирование экологической культуры. Развитие молодежного движения за экологию и культуру;
  • Координация деятельности общественных палат и других общественных институтов Сибирского федерального округа в деле обеспечения устойчивого развития.

В качестве организаторов слушаний/семинара выступили Комиссия по экологической политике и охране окружающей среды Общественной палаты РФ (председатель Комиссии В.М. Захаров), общественные палаты Алтайского края (председатель Ковалев П.К.), и Республики Алтай (председатель Екеева Н.М.), Общероссийская общественная организация «Центр экологической политики и культуры», Центр экологической политики России при поддержке Администрации Алтайского края..

В работе слушаний/семинара приняли участие представители Общественной палаты РФ, региональных общественных палат Сибирского федерального округа, региональных отделений Общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры», эксперты Центра экологической политики России и Общественной палаты РФ, представители власти, ученые, НПО Сибири.

Целью слушаний/семинара было определение перспективы сотрудничества для обеспечения устойчивого лесопользования и использования недревесных ресурсов леса и повышения энергоэффективности; выявление актуальных задач экологического образования и просвещения, развития молодежного движения, подготовки к проведению молодежного форума и Дня эколога; координация деятельности общественных палат и других общественных институтов Сибирского федерального округа в деле обеспечения устойчивого развития.

В этом номере журнала представлен ряд материалов и выступлений участников слушаний, а также резолюция слушаний.

Экологические проблемы и гражданское общество

В.М. Захаров, д.б.н., председатель комиссии по экологической безопасности и охране окружающей среды Общественной палаты РФ, Председатель общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры».

Благодаря активности гражданского общества, и прежде всего экологических НПО, экология становится одним из официально признанных приоритетов развития страны. Это неоднократно отмечалось в выступлениях Президента РФ Д.А. Медведева. Было проведено заседание Совета Безопасности РФ по вопросу обеспечения экологической безопасности России. Принят Указ Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». «Экологическая безопасность экономики и экология человека» озвучена в качестве задачи в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года». Целью экологически ориентированной политики является гармонизация экономического развития и экологической безопасности — они объединяются в концепции устойчивого развития, которое невозможно без бережного отношения к любому виду ресурсов, в том числе природным. Отношение к окружающей среде является частью культуры населения, и выстраивание идеологии, построенной на концепции устойчивого развития, реалистичность поставленных задач будут определяться активной позицией гражданского общества.

Большинство россиян по-прежнему обеспокоены экологической ситуацией1 (78 % опрошенных), признают важность экологической проблематики как на глобальном (70 % опрошенных считают глобальное потепление важной проблемой), так и на национальном уровне (64 % опрошенных считают, что достижение устойчивого развития России невозможно без решения экологических проблем, хотя у 22 % опрошенных вопрос вызвал затруднение в силу недостаточной информированности).

Одновременно с этим, выделяя 5-6 актуальных социальных проблем в списке из 25 наиболее значимых проблем, экологию отмечают лишь 13 % опрошенных, она оказывается на 18-м месте. Это определяется высокой озабоченностью другими важными социально-экономическими проблемами, недостаточным вниманием со стороны госструктур (80 % опрошенных считают, что в стране принимается недостаточно мер для решения экологических проблем, многие, 57 % опрошенных, считают, что не могут повлиять на их решение) и СМИ (как показали последние исследования, экологическая тематика — среди наименее освещаемых тем в стране).

В то же время насущная необходимость в решении экологических проблем при ущемлении интересов граждан, возникающая в связи с продолжающейся уплотнительной застройкой в городах, возведением объектов без необходимого экологического обоснования, ведет к активным выступлениям населения. Подавляющее большинство граждан считают, что должны участвовать в решении экологических проблем (84 % опрошенных), 59 % опрошенных готовы к участию в экологических акциях, у 44 % – уже есть опыт такого участия. В силу незаинтересованности представителей госструктур и бизнеса в учете мнения общественности, такие выступления нередко приобретают драматический характер. Это ведет к объединению усилий граждан, различных экологических НПО, созданию их коалиций для решения определенной проблемы. Есть примеры, когда в результате такой целенаправленной деятельности мнение общественности в конечном итоге учитывается при принятии решений в отношении экологически важных проектов. Среди них — строительство олимпийских объектов в Сочи, использование генетически модифицированных организмов, промысел гренландского тюленя, строительство автомагистрали в Химках.

На приоритетное место в работе экологических НПО выходит развитие системы экологического образования и просвещения населения, молодежного экологического движения. Эта активность нашла отражение в Указе Президента РФ2 по повышению энергоэффективности в предложении «о включении в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основ экологических знаний». Определилась необходимость принятия и реализации стратегии формирования экологической культуры населения для обеспечения устойчивого развития страны, этического кодекса по правилам поведения по отношению к окружающей среде. С этой целью в просветительской работе используется этический документ Международной инициативы Хартия Земли, обсуждается возможность создания национального кодекса. Три четверти россиян уже сегодня считают важным ввести национальный кодекс экологического поведения (74 % опрошенных), у 19 % вопрос вызвал затруднение в связи с недостаточной информированностью.

Принципиально важно для определения перспектив развития гражданского общества в области экологии понимание того факта, что граждане с более высоким достатком и уровнем образования чаще выражают обеспокоенность экологической ситуацией и готовность участвовать в решении экологических проблем. Особенно показательны в этом плане результаты опроса населения о готовности платить за улучшение экологической ситуации. Если в целом по стране такую готовность выражает лишь 29 %, то у населения с высоким уровнем доходов и предпринимателей она значительно выше, составляя 40 и 47 % соответственно3.

Все это определяет важность профессиональных экологических НПО как институтов общественной политики. Перспективным представляется и развитие тесного сотрудничества экологических НПО с региональными общественными палатами. В настоящее время в 20-ти субъектах РФ региональные палаты занимаются экологическими вопросами. Среди интересных региональных инициатив – опыт Томской области по оценке эффективности природоохранной деятельности госструктур по доле респондентов, считающих качество среды удовлетворительным.

Критичной для развития активности гражданского общества в сфере экологии является финансовая поддержка. Экологическая тематика неприоритетна при распределении федерального «президентского» гранта (не превышает 2 %), ее нет и среди направлений поддержки гражданского общества по линии целевых фондов.

При высокой озабоченности общества и государства экономическими вопросами безотлагательное решение экологических проблем необходимо для обеспечения здоровья населения и благополучного экономического развития. Приоритетной задачей экспертного сообщества, институтов общественной политики становится обеспечение заинтересованности общества и государства в решении экологических проблем, разработка основ национальной экологической политики. Среди приоритетов работы для обеспечения активности гражданского общества оказываются экологическое просвещение и развитие молодежного движения.

Резолюция слушаний

Отмечая важность развития активности гражданского общества в обеспечении экологического приоритета развития России (определенного в выступлениях Д.А. Медведева, В.В. Путина и Протоколе заседания Совета Безопасности РФ от 30 января 2008 г.), участники семинара в качестве приоритетных направлений работы предлагают следующие:

  1. Считать приоритетной задачей развитие сотрудничества региональных НПО с региональными общественными палатами во всех регионах округа.
  2. Обратиться к руководству Сибирского федерального округа и субъектов РФ с предложением об оказании поддержки НПО и организации общественных палат во всех регионах Сибири.
  3. Обратить внимание Общественной палаты РФ на необходимость адекватной поддержки экологического движения по линии федерального «президентского» гранта, с выделением специального оператора.
  4. Одобрить инициативу создания сибирской общественно-политической газеты «Природа Сибири (Экология и культура)» на базе газеты «Природа Алтая» и обратиться в Сибирский федеральный округ, органы власти и НПО сибирских регионов с предложением о поддержке.
  5. Обеспечить поддержку экологических инициатив к Дню эколога (5 июня 2009 г.) со стороны госструктур и гражданского общества, в частности, межрегиональной акции «Чистая Обь», проектов «Священная земля Алтая» и «Сохраним природное наследие предков» и других.
  6. Обеспечить общественную поддержку межрегионального проекта высокопродуктивного сельского хозяйства «Комплексное развитие Алтайского Приобья». С этой целью создать постоянно действующую экспертную группу и рассмотреть проект на слушаниях Общественной платы РФ.
  7. Региональным общественным палатам и НПО провести работу по сбору перспективных для внедрения инвестиционных проектов по устойчивому природопользованию для представления и поддержки со стороны Общественной палаты РФ.
  8. Одобрить работу Томского регионального отделения Центра экологической политики и культуры в качестве координатора по Сибирскому федеральному округу. Предложить региональным НПО оказать поддержку в подготовке информационных сборников по НПО и молодежному движению, в организации Молодежного экологического форума.
  9. Региональным общественным палатам рассмотреть вопрос об обеспечении координации работы по устойчивому развитию и экологической политике по сибирским регионам.
  10. Обеспечить активное участие представителей сибирских регионов в Молодежном экологическом форуме (Москва, 4 июня 2009 г.) и конференции «Культурное и природное наследие» в рамках Пятого Северного социально-экологического конгресса (Москва, 21-22 апреля 2009 г.).
  11. Отметить в качестве приоритетных направлений работы меры по экологизации экономики (оценку природного капитала, разработку индикаторов устойчивого развития), распространение конкретных мер по обеспечению энергоэффективности и развитию ВИЭ.
  12. Развивать общественную активность для обеспечения основ экологических знаний, формирования экологической культуры населения, разработки и распространения национальных этических принципов на основе Хартии Земли.
  13. Обратить внимание представителей сибирских регионов на позитивный опыт инициативных проектов Томской, Кемеровской областей и Алтайского края в области устойчивого лесопользования.
  14. Отметить принципиальную важность высокого профессионального уровня разработок гражданского общества за счет широкого привлечения экспертов, в частности Института леса, других учреждений РАН и Высшей школы.
  15. Общественной палате РФ и региональным общественным палатам Республики Алтай и Алтайского края обеспечить общественный контроль за проведением следствия по делу о катастрофе вертолета МИ-171 в январе 2009 г. в Республике Алтай.
 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов