Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 1 (132) > ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Совершенствование системы нормирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования

Современная система нормирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования, несмотря на периодические административные и структурные преобразования, по-прежнему несовершенна, сложна и запутанна. Что неминуемо порождает проявления коррупции и многочисленные нарушения прав и законных интересов предприятий, особенно субъектов малого и среднего бизнеса.

Проведенный департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области анализ процедуры получения разрешительной документации (рис. 1) показал, что для получения разрешительных документов на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух минимальные финансовые затраты предприятий составляют 75 тысяч рублей, а срок подготовки документов целых 13 месяцев. Не стоит упускать тот факт, что наличие разрешительной документации необходимо не только промышленным предприятиям, но и школам, детским садам и другим организациям социальной сферы.

В соответствии с действующей системой нормирования в согласовании разрешительной документации, необходимой для выдачи одного разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, принимает участие четыре органа власти (из них два Федеральных). Но все эти сложные административные барьеры, к сожалению, не приводят к улучшению качества атмосферного воздуха. По данным статистики, более 40 городов Российской Федерации проживают в условиях с очень высоким уровнем загрязнения атмосферы.

Кроме того, большой проблемой является то, что основные принципы существующей системы нормирования были разработаны в социально-экономических и политических условиях, значительно отличающихся от современных. Они не учитывают положений вновь принятых нормативных правовых актов и зачастую противоречат друг другу. В области охраны окружающей среды до сих пор действует большое количество нормативных документов и государственных стандартов, утвержденных в 70-80-е годы прошлого века, которые до сих пор регламентируют организационные и технические вопросы природоохранной деятельности.

Отсутствует порядок инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу и их источников, а также порядок установления источников выбросов и перечня загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию (разработка этих порядков предусмотрена ст.22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). Инвентаризация выбросов проводится в соответствии с краткой инструкцией, утвержденной 15 лет назад.

Несмотря на утверждение порядка разработки и утверждения нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183), сама методология нормирования существует только в виде методического пособия, разработанного НИИ «Атмосфера» в 2005 году, и носит рекомендательный характер.

Приказом от 31 октября 2008 г. N 288 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» предусмотрена процедура выдачи разрешения на выбросы в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов Заявителя, что очень затягивает сроки получения разрешения. Почему бы для сокращения сроков прохождения согласования разрешительной документации не предусмотреть возможность оформления разрешения на выбросы одновременно с утверждением нормативов ПДВ, и только этот маленький нюанс мог бы сократить срок получения разрешения на 45 дней.

Совершенствование системы нормирования в области охраны окружающей среды должно преследовать основную цель – улучшение качества окружающей среды. При этом необходимо учитывать опыт европейских стран, в системе экологического нормирования которых имеется целый ряд перспективных подходов, успешно применяемых в странах с устойчивой экономикой. Начиная с 2008 года департамент природных ресурсов Томской области плодотворно сотрудничает с проектом «Гармонизация экологических стандартов, II фаза», реализуемым Европейским Союзом (ЕС) в Российской Федерации, и на данный момент рассматривается возможность реализации пилотного проекта, направленного на совершенствование процедуры выдачи природоохранных разрешений на территории Томской области.

Однако недопустимо также прямое и немедленное внедрение в России западных экологических стандартов. Необходимо учитывать и наши местные реалии, ведь из-за отмены разрешений на выбросы загрязняющих веществ большинство предприятий окажутся нарушителями закона и, помимо экономических санкций (повышенной в 25 раз платы за негативное воздействие и штрафов), деятельность предприятий даже может быть приостановлена. Ростехнадзор же решит свою главную задачу и перевыполнит план по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Принимая во внимание сложившуюся абсурдную ситуацию, в целях совершенствования системы нормирования в сфере охраны окружающей среды было проведено заседание Координационного экологического совета при губернаторе Томской области по вопросу «Снижение административных барьеров при оформлении разрешительной природоохранной документации». В обсуждении вопроса принимали участие представители федеральных структур, бизнеса, промышленных предприятий, специалисты, занимающиеся разработкой нормативной документации.

Департаментом были подготовлены предложения по совершенствованию всей системы нормирования, и в частности, нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в целях сокращения в 2,9 раза временных и в 1,9 раз финансовых затрат (рис. 2).

Принципиальные отличия предлагаемой (рис. 2) системы от действующей (рис. 1) заключаются в следующем:

  1. Функции и полномочия Ростехнадзора передаются Росприроднадзору, что фактически является возвращением к ранее эффективно действовавшей системе Госкомэкологии.
  2. Разделяются полномочия экологического нормирования по объектам федерального и регионального контроля, что позволит значительно быстрее осуществлять нормирование деятельности поднадзорных хозяйствующих субъектов.
  3. Для совершенствования и упрощения процедуры утверждения нормативной документации предусмотрена возможность согласования представляемой документации в режиме «одного окна».

Предлагаемая система нормирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования позволит:

  1. Минимизировать аппарат управления и контроля, исключить функции дублирования полномочий.
  2. Упростить процедуру экологического нормирования, снизить экономические и временные затраты на получение разрешительной документации.
  3. Наиболее быстро и полно реализовывать права населения и хозяйствующих субъектов на подведомственной территории и быть ответственными за конечный результат своей деятельности.

Решением координационного экологического совета Администрации Томской области создана рабочая группа под руководством первого заместителя губернатора Томской области С.Б. Точилина с участием представителей Администрации Томской области, федеральных природоохранных и санитарных служб, которой поручено разработать проект законодательной инициативы по внесению изменений в федеральное законодательство, регулирующее вопросы нормирования разрешительной документации в области охраны окружающей среды.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов