Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 1 (132) > ЭКОКОНСАЛТИНГ

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Современные требования

Е.В.Перфильева, О.Б.Соколова, О.Б. Сальникова

ООО «ИнЭкА-консалтинг»

Требования современного законодательства РФ и место ОВОС в проектном цикле

В 2006-2007 годах изменения в Градостроительном кодексе РФ (ГрК), в законах «Об экологической экспертизе» и «Об охране окружающей среды» вызвали среди инициаторов намечаемой хозяйственной деятельности, госорганов и проектировщиков бурные дискуссии относительно того, нужно или нет выполнять оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) и предоставлять материалы ОВОС на государственную экспертизу. Анализ новых норм законодательства не давал четких и однозначных ответов на эти вопросы. Но большая часть специалистов и экспертов считали, что по объектам, способным оказать негативное воздействие на окружающую среду, ОВОС делать необходимо. ОВОС является основой для принятия проектных решений и разработки адекватных мероприятий по охране окружающей среды и экологически обоснованного проекта, и это ответственность инициатора хозяйственной деятельности (С.Г. Голубева. Требования российских и международных стандартов к оценке воздействия на окружающую среду/«Эко-бюллетень ИнЭкА», № 5, 2007 г.).

В 2008 году с принятием Постановления Правительства от 16.02.2008 г. РФ № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» было продекларировано, что результаты ОВОС являются обязательной частью проектной документации, а отсутствие в документации разделов, предусмотренных данным Положением, является основанием для отказа в принятии проекта на государственную экспертизу.

Кроме того, законодательными предпосылками выполнения ОВОС на современном этапе остаются требования закона «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ от 10.01.2002 г. с изм. от 05.02.2007 г.), где в статьях 3 и 32 предписывается «…обязательность ОВОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности», а также нормы «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности» (утв. приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372).

В п. 3 ст. 32 закона «Об охране окружающей среды» указано, что «требования к материалам ОВОС устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды». Но до сих пор «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности» является единственным действующим документом, регламентирующим процедуру ОВОС (в части не противоречащей федеральному законодательству).

Согласно Положению об ОВОС (утв. приказом Госкомэкологии РФ № 372) выполнение ОВОС возможно на любой стадии реализации инвестиционного замысла, что корреспондируется с требованием ст. 3 и 32 ФЗ «Об охране окружающей среды».

На рис.1 изображена схема, отражающая место ОВОС в проектном цикле в соответствии с современными нормативными документами.

В отличие от законодательных требований, установленных до 2006 года, в настоящее время инициатор/заказчик хозяйственной деятельности не должен предоставлять на государственную экспертизу и государственную экологическую экспертизу предпроектную документацию («Обоснование инвестиций», ТЭО и т.д.) и ОВОС по результатам предпроектных проработок.

Новых нормативно-правовых актов, регламентирующих состав, содержание и объем предпроектных разработок, в настоящий момент не разработано, а используемые ранее СП 11-101-90 и СНиП 11-01-95 утратили силу. Таким образом, необходимость и полнота предпроектных разработок теперь определяется только инициатором/заказчиком хозяйственной деятельности. Но очевидно, что состав и содержание предпроектных разработок должны быть достаточными для последующего проектирования.

Для того чтобы в процессе подготовки проектной документации принимать экологически обоснованные проектные решения, определиться с выбором оптимальных технологий, а также разработать адекватные природоохранные мероприятия, необходимо выполнение ОВОС уже на предпроектной стадии.

Основная цель выполнения ОВОС на предпроектной стадии – это выбор оптимального месторасположения объекта хозяйственной деятельности на основе сравнительной оценки альтернативных вариантов и предварительной экологической оценки территории намечаемого строительства. Такая оценка может быть выполнена на основе фондовых инженерных изысканий, которые позволяют также оценить степень изученности природных условий территории намечаемого строительства и разработать программу инженерно-экологических изысканий. Выполнение ОВОС на предпроектной стадии позволяет инициатору намечаемой деятельности уже на первых этапах оценить возможные экологические и связанные с ними социальные и экономические риски. Объем работ регулируется техническим заданием и в зависимости от потенциальной опасности объекта может представлять собой как заявление о воздействии в составе Ходатайства о намерениях, так и комплексную оценку воздействия на окружающую среду в составе обоснования инвестиций.

В отличие от предпроектной стадии этап проектирования достаточно четко регламентирован современным законодательством. Не возникает и вопросов относительно экспертизы проектной документации. Так, в соответствии с п. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, на государственную экспертизу предоставляются «проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации». Согласно п. 16 ст. 48 ГрК «не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом». Перечень состава проектной документации приведен в п. 12 ст. 48 ГрК.

Проектная стадия предполагает проведение глубоких, детальных проработок в т.ч. по вопросам охраны окружающей среды. Если ОВОС была начата на предпроектной стадии, то в рамках проектной стадии исследования не начинаются с «нуля», а продолжаются. По уточненным характеристикам района размещения объекта оцениваются выбранные технологические решения с точки зрения прогнозируемого воздействия на среды, сопоставляются с нормативно допустимым воздействием, определяется уровень остаточного воздействия и необходимость дополнительных природоохранных мер. Объем работ определяется техническим заданием на разработку ОВОС и требованиями Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 к разделу «Перечень мероприятий по ООС», в состав которого входят и результаты ОВОС. При выполнении ОВОС на проектной стадии используются материалы инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических и инженерно-экологических изысканий. Результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе в соответствии с ГрК РФ совместно с проектной документацией или отдельно. Результаты ОВОС включаются в раздел «Перечень мероприятий по ООС» и предоставляются в составе проекта на государственную экспертизу. В случае если материалы ОВОС относятся к объектам государственной экологической экспертизы (ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе»), они направляются на экологическую экспертизу.

Опыт ИнЭкА

ИнЭкА накоплен успешный опыт в выполнении экологических оценок намечаемой деятельности. Работы в данном направлении ведутся с 1999 года. За это время были выполнены оценки для различных хозяйственных отраслей: алюминиевые производства, цементная промышленность, животноводческие комплексы, накопители отходов, теплотрассы, объекты малого бизнеса. География выполненных работ охватывает не только Кемеровскую область, но также и другие субъекты РФ: Красноярский край, Республику Хакасия, Иркутскую область и др.

Опыт ИнЭкА показывает, что если инициатор хозяйственной деятельности начинает ОВОС с самых ранних этапов предпроектной деятельности, то вся последующая проектная документация получается более обоснованной и логически выстроенной. Это существенно снижает последующий объем замечаний от органов государственной экспертизы, снижает риски социальных конфликтов и предотвращает необходимость существенных финансовых затрат на доработку уже готового проекта.

В последние годы ИнЭкА смогло предложить своим заказчикам более широкий комплекс услуг при выполнении экологических оценок и непосредственно ОВОСов. ИнЭкА стало брать на себя координирование работ по инженерно-экологическим изысканиям (ИЭИ) и подготовку отчета по ИЭИ. Это позволило не только улучшить качество прогнозных оценок воздействия на окружающую среду, но и сэкономить время и ресурсы заказчика. На первых этапах работы специалисты ИнЭкА выполняют предварительную экологическую оценку, определяя, какая информация о состоянии окружающей среды на рассматриваемой территории уже имеется. Одновременно с этим составляется перечень потенциальных воздействий от проектируемого объекта, определяется потребность в тех или иных природных ресурсах и выявляются различные ограничения (природные, законодательные) для размещения объекта на рассматриваемой территории. В качестве значимых ограничений может быть близкое расположение населенных мест, водотоков, ООПТ, наличие краснокнижных видов растений и животных, путей миграций животных, проживание коренных народов и наличие мест традиционного природопользования, наличие поясов санитарной охраны водных объектов, а также доступность необходимых ресурсов, например запасов подземных вод. В результате предварительной оценки выбирается наиболее подходящая площадка для размещения проектируемого объекта на рассматриваемой территории и разрабатывается программа необходимых инженерно-экологических изысканий. Непосредственное координирование работ и участие в ИЭИ позволяет экспертам ИнЭкА на более ранних этапах работ выявить те компоненты окружающей среды, которым необходимо уделить больше внимания при выполнении прогнозных оценок в ОВОСе, а в дальнейшем разработать более конкретные рекомендации к программе экологического мониторинга и мероприятиям по охране окружающей среды. Кроме этого, заказчик на более ранних этапах получает перечень экологических требований, которые необходимо соблюсти при проектировании объекта. ИнЭкА готово брать на себя функцию экологического сопровождения документации на всех этапах проектирования, что позволяет заказчику по окончании проектных работ получить на выходе экологически обеспеченный проект и пакет экологической документации, взаимно увязанной между собой, выполненный в едином стиле, соответствующий не только российским, но и международным стандартам.

В настоящее время в ИнЭкА с учетом наработанного опыта разработаны внутренние регламенты на предоставление услуг и подготовку проектной и нормативной документации, в том числе и на ОВОС. Регламенты учитывают все требования российского законодательства, а также те международные требования и лучший опыт, который может быть использован в российской практике.

Ниже представлены выдержки из внутреннего технологического регламента ИнЭкА выполнения работ «Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности...».

Цели выполнения ОВОС:

  • выполнить комплексную оценку воздействия на окружающую среду и здоровье населения предлагаемых проектных решений намечаемой деятельности в соответствии с требованиями законодательства РФ;
  • разработать рекомендации по предотвращению или минимизации воздействий, возникающих при строительстве и эксплуатации объектов намечаемой деятельности, на окружающую среду и связанные с этим социальные, экономические и иные последствия для территории;
  • подготовить исходную базу для разработки раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» в составе проектной документации.

Порядок действий:

  • Выполнить предварительную экологическую оценку современного состояния территории размещения объекта в соответствии с Положением об ОВОС.
  • Определить группы заинтересованных сторон для консультаций и вовлечения в обсуждение проекта ТЗ на ОВОС и предварительных результатов ОВОС.
  • На основе предварительной экологической оценки разработать проект Технического задания на выполнение ОВОС и программу ИЭИ.
  • Обсудить с заинтересованными сторонами и общественностью предварительную экологическую оценку и проект Технического задания на выполнение ОВОС с целью получения рекомендаций и предложений к выполнению ОВОС и последующему проектированию.
  • По полученным рекомендациям и предложениям проанализировать общественное мнение о значимых аспектах воздействия.
  • Выполнить анализ экологических законодательных требований к проектированию намечаемой деятельности.
  • Подготовить специальный раздел «Законодательные, административные и общественно-социальные требования к проектированию объекта».
  • Координировать работы по инженерно-экологическим изысканиям (ИЭИ) и подготовке отчета по ИЭИ.
  • Выполнить комплексную оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) с учетом выявленных требований.
  • На основе полученной оценки разработать рекомендации по мероприятиям для снижения негативного воздействия на окружающую среду и к программе экологического мониторинга.
  • На основе результатов ОВОС подготовить Резюме нетехнического характера результатов ОВОС для представления общественности.
  • Представить предварительные результаты ОВОС и Резюме нетехнического характера на доступ общественности, подготовить и провести общественные обсуждения, собрать замечания и предложения.
  • Подготовить окончательные результаты ОВОС с учетом замечаний и предложений.
  • Сформировать и подготовить в виде отдельного тома «Материалы общественных обсуждений».
  • Сопровождать разработанную экологическую документацию при прохождении согласований, в том числе при прохождении государственной экспертизы.

Основные принципы выполнения ОВОС подробно сформулированы в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности (утв. приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372). Приоритетными из них являются следующие:

  • превентивность – процесс ОВОС проводится на ранних стадиях подготовки проектной документации, что позволяет содержательно повлиять на процесс принятия решений по объекту;
  • независимость и объективность – экологическая оценка намечаемой хозяйственной деятельности выполняется группой квалифицированных специалистов, а выводы экспертов строятся на достоверной и объективной информации;
  • комплексный подход и интеграция – аспекты осуществления намечаемой деятельности (социальные, экономические, медико-биологические, демографические, технологические, технические, природно-климатические, нравственные, природоохранные и др.) рассматриваются во взаимосвязи;
  • участие общественности – реализуется на всех этапах ОВОС, обеспечивает учет интересов различных групп населения, что также позволяет выявить многогранные экологические факторы;
  • открытость экологической информации – при подготовке решений о реализации хозяйственной деятельности используемая экологическая информация должна быть доступна для всех заинтересованных сторон;
  • альтернативность и вариантность – в процессе подготовки решений о реализации варианта проекта рассматриваются все возможные альтернативы для того, чтобы существовала возможность выбора наиболее приемлемых из них с учетом возможных неблагоприятных последствий их осуществления;
  • разумная детализация – исследования в рамках ОВОС проводятся с такой степенью детализации, которая соответствует значимости возможных неблагоприятных последствий реализации проекта, а также возможностям получения нужной информации.

Оценка воздействия на окружающую среду в соответствии с международными требованиями

Все проекты, предлагаемые для финансирования международным финансовым институтам (главным образом это Группа Всемирного Банка, в которую входят Международная финансовая корпорация и Европейский Банк Реконструкции и Развития), требуют обязательного проведения экологической оценки (включая оценку социальных аспектов).

При этом экологическая оценка должна проводиться в ранние сроки на стадии рассмотрения проекта и тесно увязываться с экономическим, социальным и техническим анализом предлагаемого проекта. Для экологической оценки характерно комплексное рассмотрение природных и социальных аспектов [Операционная политика Всемирного Банка OP 4.01].

Международные стандарты предписывают проведение экологической оценки с привлечением к обсуждению заинтересованных сторон при планировании хозяйственной деятельности.

Полнота выполнения экологической оценки, равно как и содержание отчета, зависят от категории проекта, которая определяется классификацией ОР 4.01 (существует четыре категории проектов в зависимости от типа, места проведения, «экологической ощутимости» и масштабов, а также характера и размеров его потенциального воздействия на окружающую среду). Кроме того, оценка воздействия должна включать План действий в области охраны окружающей среды и социальной ответственности.

Основными операционными директивами международных финансовых институтов в области экологической оценки являются:

  • Операционное Руководство Всемирного Банка в области экологической оценки (OP 4.01, Environmental Assessment, 1999).
  • Политика и Стандарты деятельности по социальной и экологической устойчивости Международной Финансовой Корпорации (Performance Standards on Social and Environmental Sustainability, April 30, 2006).
  • Природоохранная и социальная политика Европейского Банка Реконструкции и Развития (Environmental and Social Policy, 2008).
  • Экваториальные принципы (Equator Principles, 2006).

Участие общественности в процедуре ОВОС

В соответствии с международными и российскими законодательными требованиями для принятия решений по реализации проекта строительства необходимо выявить и учесть мнение заинтересованных сторон. Процедура ОВОС предусматривает проведение общественных обсуждений на всех этапах выполнения ОВОС.

ИнЭкА имеет большой опыт организации и проведения общественных обсуждений в процедуре ОВОС, подготовке специальных отчетов об учете мнения заинтересованных сторон. Специалистами ИнЭкА разработан соответствующий технологический регламент, который учитывает требования как международного, так и российского законодательства. В следующих номерах «Эко-бюллетеня ИнЭкА» мы планируем познакомить наших читателей с выдержками из этого регламента.

Заключение

Независимо от сложившегося правового поля, которое регулирует вопросы реализации инвестиционных замыслов, практика доказывает состоятельность и необходимость процедуры ОВОС и привлечения заинтересованных сторон к принятию экологически значимых решений уже на самых ранних стадиях проектного цикла. Ведущие компании мира активно используют инструменты ОВОС для эффективного развития своего бизнеса и принятия экологически обоснованных решений. Данные институты должны совершенствоваться и укрепляться четкой и взаимоувязанной законодательной базой, а применение ОВОС необходимо рассматривать как непрерывный процесс, сопровождающий проект в течение всего жизненного цикла.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов