Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 1 (132) > ЭКОКОНСАЛТИНГ

Технологические регламенты на разработку экологической документации

С этого номера мы начинаем серию публикаций технологических регламентов выполнения проектов экологических нормативов и другой экологической документации. Данные материалы позволят природопользователям яснее представить место разрешительной и стратегической экологической документации в структуре процесса управления предприятием. Необходимость подобных документов определена в рамках нормативно-законодательной базы РФ.

Внутренние регламенты ИнЭкА базируются на обширном опыте наших специалистов и организации в целом в разработке соответствующих типов нормативно-проектной экологической документации. Ряд положений, зафиксированных в данных регламентах, явились результатом процесса согласования подобных проектов в соответствующих согласовывающих и разрешительных органах. Многолетний опыт общения с заказчиками в рамках выполнения данных проектов, особенно при сборе исходной информации, также был учтен при разработке представленных документов.

Первым регламентом, представленным нашим читателям, мы выбрали Регламент выполнения проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (НДС). Выбор этот не случаен, на сегодняшний день именно проект НДС является камнем преткновения многих хозяйствующих субъектов, в связи с принятием Водного кодекса и изменениями в ряде законодательных актов РФ. Наша организация уже имеет успешный опыт выполнения данных работ в соответствии с новыми требованиями.

Контакт:

ООО «ИнЭкА-консалтинг», г. Новокузнецк, Отдел экологического консалтинга, Губерт Галина Николаевна, специалист-эксперт по оценке состояния водных ресурсов, руководитель направления и проектов

Тел./факс: (3843) 72-05-79; 72-05-75

e-mail: qq@ineca.ru; ineca@ineca.ru

www.ineca.ru

РЕГЛАМЕНТ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (НДС)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Регламент определяет порядок, сроки и последовательность действий при разработке проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (НДС).

Проект НДС является основным документом для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты и для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование субъектам, осуществляющим любые виды хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

Разработка проекта нормативов НДС обеспечивается юридическим лицом, имеющим организованный сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты устанавливаются количества веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты, массовые показатели сброса веществ (г/ч; т/месяц; т/кв; т/г) и расход сточных вод (м3/час; м3/мес.; м3/кв.; м3/год) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод с учетом гигиенических нормативов используемого водного объекта.

Прямыми правовыми основаниями разработки НДС являются требования:

  • ст. 21, 22, 35 Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ (с изм. от 23 июля 2008 г.) о предоставлении водного объекта в пользование;
  • ст. 22, 23. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (с изменениями на 14.07.2008) о нормативах допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ (с изменениями от 23 июля 2008 г.);
  • Пост. Прав. РФ от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

Нормативы сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей разрабатываются в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями в целях обеспечения существующих стандартов и нормативных требований, регламентирующих сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты:

  • «Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» утверждена приказом МПР от 17 декабря 2007 г. № 333, зарегистрирована в Минюсте РФ 21.02.08, № 11198;
  • СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»;
  • ГОСТ 17.1.1.01-77 «Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения»;
  • Перечень рыбохозяйственных нормативов: предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение. Утвержден приказом Госкомрыболовства России № 96 от 28.04.1999;
  • СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • МУ 2.1.5.980-99 «Организация госсанэпиднадзора за обезвреживанием сточных вод»;
  • СНиП 23-01-99* Строительная климатология. – Введ. 2001-01-01. – М.: Изд-во стандартов, 2001 (с изм. № 1, принятым постановлением Госстроя России №164 от 24.12.2002 г.);
  • Рекомендации по расчету систем сбора, отведения и очистки поверхностного стока с селитебных территорий, площадок предприятий и определению условий выпуска его в водные объекты. ФГУП «НИИ ВОДГЕО» – М. 2006;
  • Гигиенические нормативы ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»;
  • Протокол от 08 мая 2008 г. межведомственных организаций по Кемеровской области «Вопросы реализации «Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

Установленные проектом нормативы НДС подлежат согласованию Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Целью разработки проекта нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (НДС) является утверждение нормативов НДС Федеральным агентством водных ресурсов.

Процедура разработки и согласования проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (НДС) представлена на схеме.

2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

2.1. Сбор исходных данных

2.1.1. Обследование предприятия.

ЗАКАЗЧИК обеспечивает ИСПОЛНИТЕЛЮ обследование предприятия:

  • производственных подразделений, для получения информации об источниках образования сточных вод и формировании выпуска сточных вод;
  • территории, для получения сведений о формировании выпуска поверхностных сточных вод;
  • очистных сооружений, для получения информации об их техническом состоянии и соответствии очистки сточных вод современным технологиям;
  • места выпуска сточных вод, для составления его характеристики.

2.1.2. Получение исходных данных.

Исходными данными является пакет документов, характеризующий хозяйственную деятельность субъекта, формирование выпусков сточных вод по их количеству, режиму сброса и качеству и водопользование водными объектами.

Примерный перечень исходных документов с пояснениями об их содержании прилагается к техническому заданию на выполнение проекта нормативов НДС:

  • ситуационный план района расположения предприятия;
  • карта-схема предприятия с расположением зданий, сооружений, сетей канализования и водоснабжения;
  • протоколы химанализов сточных вод:
    1. Потоков сточных вод при поступлении на очистные сооружения и на выпуске с очистных сооружений;
    2. Поверхностных вод выше и ниже места выпуска сточных вод (при сбросе сточных вод непосредственно в водный объект);
    3. Осадков очистки сточных вод;

  • копия аттестата аккредитации лаборатории, проводившей химические анализы, заверенная руководителем лаборатории;
  • водохозяйственный баланс предприятия, согласованный с территориальным отделом водных ресурсов бассейнового водного управления, действующим на территории данного субъекта федерации (в случае использования предприятием собственного источника водоснабжения);
  • копия договора водопользования (в случае забора воды из поверхностного источника);
  • копия лицензии на водопользование, оформленной до 01.01.2007 г. в соответствии с предыдущим вариантом Водного кодекса (в случае забора воды из поверхностного источника и/или сбросе сточных вод в водные объекты);
  • копия лицензии и условий пользования недрами (в случае забора воды из подземного источника);
  • копия договора на отпуск сточных вод (если сточные воды поступают в существующие сети канализации);
  • копия договора на прием воды (если водоснабжение осуществляется от коммунальных сетей);
  • расчет потребности в воде, согласованный с водоснабжающей организацией (при наличии договора на прием воды);
  • справка об использовании земельных ресурсов, заверенная природопользователем;
  • копия приказа о назначении лица, ответственного за охрану окружающей среды на предприятии, копия аттестата о его экологическом образовании.

Кроме того, может потребоваться информация об исходном состоянии природной среды в районе расположения предприятия: климатические данные, данные о фоновом загрязнении водных объектов, гидрологическая характеристика водных объектов-приемников сточных вод предприятия.

Ответственность за предоставление исходных данных возлагается на Заказчика, если другое не предусмотрено договором.

При необходимости руководитель проекта (ответственный исполнитель) консультирует Заказчика по подготовке исходных данных, а также организует совместную с Заказчиком работу на предприятии по формированию пакета исходных документов.

Выдача исходных данных фиксируется актом.

2.1.3. Анализ исходных данных на соответствие их нормативным документам в области водоохранного законодательства.

2.1.4. Работа с заказчиком по внесению дополнений и уточнений в исходные данные по результатам их анализа.

2.2. Установление НДС

Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты разрабатываются в объеме, установленном «Методикой разработки допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», утвержденной приказом МПР РФ от 17 декабря 2007 г. № 333.

Основные этапы разработки в последовательности установления НДС:

  1. Анализ статистической обработки данных по качественному составу сточных вод.
  2. Расчет и обоснование фактического объема сточных вод.
  3. Расчет качественного состава сточных вод с определением средних значений концентраций за рассматриваемый период.
  4. Расчет фактического сброса веществ и микроорганизмов.
  5. Составление перечня контролируемых веществ с учетом лимитирующего показателя вредности.
  6. Определение и обоснование расчетного объема сточных вод на основании норм водопотребления и водоотведения предприятия.
  7. Определение условий сброса сточных вод в соответствии с санитарно-гигиенической и рыбохозяйственной характеристиками водного объекта.
  8. Расчет допустимых концентраций контролируемых веществ в сточных водах на выпуске их в водный объект.
  9. Установление и расчет нормативов сброса веществ и микроорганизмов в соответствии с действующей «Методикой разработки нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».
  10. Анализ соответствия фактического и установленного сброса веществ и микроорганизмов.
  11. Оценка водоохранных мероприятий предприятия на соответствие достижения цели снижения фактического сброса до устанавливаемых нормативов сброса веществ и микроорганизмов.
  12. Составление рекомендаций к водоохранным мероприятиям предприятия по повышению качества очищенных вод и достижению нормативов допустимого сброса.
  13. Составление пояснительной записки, включающей характеристику фактического формирования потока сточных вод, методов и эффективности очистки, пояснения к проведенным расчетам.
  14. Разработка программы проведения измерений качества сточных вод и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объем и перечень определяемых ингредиентов).
  15. Выполнение картографического материала к проекту нормативов НДС.
  16. Формирование тома проекта НДС, включая приложения исходных данных и уставных документов предприятия.

2.3. Согласование нормативов НДС

Сопровождение и защита проекта НДС при его согласовании:

  1. Заказчиком;
  2. Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  3. Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  4. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  5. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Сопровождение и защита проекта при его утверждении:

  1. Федеральным агентством водных ресурсов в отделе водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского бассейнового управления.

Сопровождение процедуры согласования проекта нормативов:

  • доставка проекта в государственную организацию;
  • отслеживание процесса согласования;
  • при наличии замечаний к проекту – устранение замечаний и доработка проекта, в том числе доработка проекта в части своей компетенции осуществляется без дополнительной оплаты.

2.3.1. Срок разработки и согласования проекта нормативов НДС.

Срок разработки проекта нормативов НДС (без учета согласования в государственных контролирующих организациях) может составлять от 1 до 3 месяцев в зависимости от формирования выпуска сточных вод и условий сброса, с учетом ассимилирующей способности водного объекта.

Сроки согласования проекта нормативов НДС в государственных организациях устанавливаются в соответствии с регламентами, принятыми в этих организациях, и составляют от 10 дней до 2 месяцев.

Сокращение общего срока согласования проекта НДС достигается проведением согласования одновременно в нескольких согласующих государственных организациях.

Большое количество согласующих организаций оказывает влияние на окончательные сроки рассмотрения и утверждения проекта НДС, так как появляется вероятность внесения изменений в уже согласованные документы и их повторное рассмотрение.

Срок действия проектов нормативов НДС устанавливается не более чем на 5 лет, при условии подтверждения стабильности планируемой работы предприятия, без изменения выпуска сточных вод по объему и качеству.

2.3.2. Условия пересмотра установленных нормативов НДС.

Установленные нормативы НДС по окончании срока действия не продлеваются, подлежат переоформлению.

Необходимость пересмотра ранее установленных нормативов НДС может возникнуть до истечения срока их действия в следующих случаях:

  1. Изменение производственных процессов и состава предприятия, влияющих на сброс сточных вод с изменением его качества и количества.
  2. Ввод в действие либо реконструкция очистных сооружений с изменением качества и количества сточных вод по выпуску.
  3. Изменение места расположения выпуска сточных вод.
  4. Изменение условий сброса сточных вод.

3. ОБЯЗАННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Обязанность и ответственность природопользователей (юридических лиц) определяется природоохранным законодательством РФ.

Сброс сточных вод оказывает негативное воздействие на окружающую среду и, в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», является платным.

Нормативы платы за количество сбрасываемых веществ в поверхностные и подземные водные объекты утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Согласно вышеназванному закону и Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» организация обязана оформить в установленном порядке разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов.

При отсутствии у организации такого разрешения вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и оплачивается в двадцатипятикратном размере.

Оплата повышенных экологических платежей не освобождает предприятие от разработки природоохранной документации.

При невыполнении постановления о срочной разработке экологической документации административными органами может быть вынесено постановление о приостановлении деятельности предприятия.

Нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты определено ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. от 22 июля 2008 г.) и влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
  • на должностных лиц – от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, определено ст. 7 Водного кодекса:

  1. Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
  2. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов