Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 2 (133) > ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Экостандарты в гармонии

С 8 по 10 апреля 2009 г. в г.Томске состоялся семинар «Гармонизация экологических стандартов и совершенствование природоохранной деятельности». Семинар проходил в рамках международного проекта, финансируемого Европейским Союзом (ЕС) «Гармонизация экологических стандартов II – Россия» (ГЭС II).

Елена Перфильева,

ООО «ИнЭкА-консалтинг»

Семинар был организован при поддержке Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Томской области, соорганизатором выступила АНО «Центр экологического аудита и менеджмента».

В программу семинара входили лекции международных и российских экспертов, практические занятия, дискуссии. Всем участникам были выданы раздаточные материалы, включающие информационные отчеты, методические рекомендации проекта, а также выбранные справочники по наилучшим доступным технологиям (НДТ) на русском языке и их сокращенные версии.

Участниками семинара были представители разных секторов общества: представители Ростехнадзора и Росприроднадзора по Томской области, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, представители Торгово-промышленной палаты и промышленных предприятий Томской области, консалтинговых фирм и образовательных учреждений Томской и Кемеровской областей.

Краткая справка о проекте
Проект «Гармонизация экологических стандартов II» рассчитан на 2,5 года и является продолжением первой фазы проекта с тем же названием, выполнявшегося в 2002-2004 годах в рамках программы сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза EuropeAid.
Основной рекомендацией завершившейся фазы являлось внедрение в России системы комплексных экологических разрешений для промышленных предприятий, гармонизированной с европейскими нормами, основанной на принципах наилучших доступных технологий (НДТ) и адаптированной в соответствии с Директивой 96/61/EК по комплексному предотвращению загрязнений и экологическому контролю. Это должно способствовать улучшению исполнения Закона Российской Федерации «О техническом регулировании». Текущая фаза проекта предполагает практическое воплощение гармонизированного подхода в промышленной экологии в виде законодательных предложений, тренингов, пилотных проектов.
С более подробной информацией о проекте можно ознакомиться на сайте: http://www.ippc-russia.org

Руководитель проекта, Дитрих Хан (Германия), рассказал об истории, целях и задачах проекта. Основное направление деятельности ГЭС II – это совершенствование в сфере управления природоохранной деятельностью в промышленности. Наибольшее внимание уделяется мерам содействия изменения системы природоохранного управления и сосредоточение усилий на предотвращении загрязнения, стимулирующих методах предотвращения негативного воздействия, поощрения промышленных предприятий, достигающих высокой экологической результативности наряду с конкурентоспособностью и экономической эффективностью.

Структура проекта отображена на рис.1.

Дитрих Хан рассказал также об экологическом законодательстве ЕС, правовой иерархической структуре ЕС, блоках законодательных, нормативных и административных инст-рументов.

Михаил Бегак, ведущий эксперт проекта (Санкт-Петербург), представил участникам семинара информацию о Директиве ЕС о комплексном контроле и предупреждении загрязнения (ККПЗ) как инструменте управления охраной окружающей среды в ЕС.

Директива ККПЗ регламентирует, что промышленные и сельскохозяйственные предприятия, обладающие значительным потенциалом воздействия на окружающую среду, должны удовлетворять следующим требованиям:

  • использовать все меры по предотвращению загрязнений в источнике, а именно наилучшие доступные технологии (НДТ);
  • своевременно информировать общественность о намечаемых решениях, времени и месте или способах получения необходимой информации, датах консультаций;
  • предотвращать крупномасштабное и трансграничное загрязнения;
  • предотвращать образование отходов или размещать их в окружающей среде наименее опасным способом;
  • эффективно использовать воду, энергию, сырье;
  • снижать риски возникновения аварий и минимизировать последствия;
  • осуществлять мониторинг (самоконтроль) эмиссий;
  • выполнять рекультивацию земель после прекращения деятельности.

Опыт применения Директивы ЕС по ККПЗ был использован при разработке и принятии модельного закона для стран СНГ «О предотвращении и комплексном контроле загрязнений окружающей среды». Модельный закон принят на 31 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление № 31-8 от 25 ноября 2008 года, http://www.iacis.ru/html/?id= 22&pag=702&nid=1).

В РФ опыт применения Директивы ККПЗ использован при подготовке проекта закона «О внесении изменений в отдельные законодате-льные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики». Проект этого закона был рассмотрен в Государственной думе РФ в 1-м чтении 21 ноября 2008.

Большой интерес у участников семинара вызвали доклады экспертов Татьяны Гусевой (г.Москва) и Юхана Руута (Эстония) о наилучших доступных технологиях (НДТ) и справочниках по НДТ, экономических преимуществах подходов, основанных на НДТ.

В качестве наглядных примеров было рассмотрено использование справочников по НДТ для оценки экорезультативности предприятий. Справочники по НДТ содержат численный материал и описывают подходы, позволяющие:

для проектов новых предприятий:

  • подготовить экологическое обоснование;
  • провести экспертизу документации;

для действующих предприятий:

  • провести сравнительный анализ результативности российских предприятий;
  • уточнить требования, сформулированные в разрешительной документации;
  • разработать обоснованные и реалистичные планы улучшения результативности и сокращения воздействия на окружающую среду.

Применение справочников по НДТ для разных отраслей промышленности было рассмотрено на примере производства керамических изделий. Эксперт проекта Александр Захаров (г.Москва) представил участникам семинара обзор отрасли и особенности керамических производств в государствах-членах ЕС и в России. Далее был представлен справочник по НДТ для керамических производств (кирпич, плитка, черепица) и сравнительный анализ экорезультативности российских и европейских предприятий по производству кирпича, керамической плитки и санитарной керамики.

Второй день семинара был посвящен вопросам экологической оценки и направлениям совершенствования законодательства и процедур реализации ОВОС в России. После презентации эксперта проекта Татьяны Гусевой (Москва) о принципах и методах экологической оценки, методах выявления значимых воздействий участникам семинара было предложено практическое занятие. В качестве объекта был представлен реальный проект строительства цементного завода в Эстонии. Участники семинара получили следующее задание:

  • Определить задачи для проведения оценки воздействия будущей деятельности цемзавода на окружающую среду;
  • Предложить критерии для сравнительной оценки альтернатив (размещения завода);
  • Сравнить значимость воздействий на окружающую среду по выбранным критериям для трёх предложенных альтернатив.
  • Обсуждение результатов продемонстрировало всем участникам семинара, насколько важно применение процедуры экооценки на самых ранних стадия проектирования, определения возможных альтернатив.

Далее участникам семинара был представлен опыт ИнЭкА, (г.Новокузнецк) по оценке остаточных воздействий, использование для оценки метода матриц. Специалистами ИнЭкА также был представлен пример из конкретной практики проведения ОВОС проекта строительства цементного завода в Кемеровской области.

В конце второго дня экспертами проекта был сделан доклад на тему: «Процедура выдачи комплексных природоохранных разрешений в странах-членах ЕС. Ответственность сторон».

Основные условия выдачи разрешения в странах-членах ЕС:

  • Разрешение должно включать предельные величины выбросов и сбросов загрязняющих веществ, которые, могут образовываться в значительных количествах в результате работы объекта, с учетом их характера и их способности переносить загрязнение из одной среды в другую. При необходимости разрешение должно включать соответствующие требования, обеспечивающие защиту почвы и грунтовых вод и меры в отношении регулирования отходов объекта.
  • Предельные величины выбросов и сбросов должны быть основаны на НДТ, но не предписывать использование конкретной технологии, а учитывать технические характеристики объекта, его географическое расположение и местные условия окружающей среды. Тем не менее, условия разрешения должны предусматривать в том числе минимизацию распространения загрязнения на дальние расстояния или загряз-нения за пределами границ.
  • Разрешение должно содержать соответствующие требования к мониторингу выбросов и сбросов, с указанием методологии измерений и их частоты, процедуры оценки и обязательств по предоставлению компетентным органам всех данных.
  • Разрешение должно содержать требования и условия для «нештатных» ситуаций: запуска установки, аварийных случаев, кратковременных остановок и окончательного прекращения работы. Разрешение должно содержать меры и порядок их применения в этих ситуациях.
  • Разрешение может также предусматривать кратковременное увеличение выбросов и сбросов (временное разрешение), если план по выполнению условий разрешения, утвержденный компетентными органами, обеспечивает это за срок не более 6 месяцев.

Третий день семинара был посвящен вопросам взаимосвязи нормативов качества ОС и НДТ. Вниманию участников были представлены следующие презентации:

  • Нормативы качества воздуха в России и странах-членах ЕС: сравнительный анализ.
  • Нормативы качества вод в России и странах-членах ЕС: сравнительный анализ.
  • Нормативы качества почв промплощадок: в России и странах-членах ЕС: сравнительный анализ.

Последние презентации, посвященные вопросам санитарно-защитных зон, вызвали наибольшее количество вопросов и дискуссий.

В законодательстве ЕС нет общих требований к размерам защитных зон. Разные страны-члены решают этот вопрос по-разному. В Германии, например, размеры защитных зон регулируются специальным законом и представляют собой минимальные расстояния (до/между) промышленными зонами, линиями электропередач и прочими селитебными зонами и социальными объектами.

Закон ЕС по защитным зонам адресован всем организациям, участвующим в выдаче, согласовании и обсуждении разрешений, касающихся:

  • планов развития территорий;
  • генеральных планов развития;
  • изменений в землепользовании;
  • строительства вне городской черты;
  • инвестиционных проектов (строительства предприятий и пр.)

Закон имеет цель минимизации конфликтов. Он не содержит информации, которая может напрямую быть использована для определения условий разрешения в конкретном случае. Он содержит список минимальных размеров защитных зон для объектов различного типа. Размеры устанавливаются в расчете на нормальное (штатное) функционирование объектов. Для опасных производственных объектов существуют другие регулирующие документы. Размеры защитных зон устанавливаются с учетом мощности предприятий, типа производства, а также с учетом результатов натурных исследований.

Основные требования:

  • площадка для размещения предприятия не представляет собой охраняемую территорию;
  • предприятие проектируется с учетом НДТ.

Вопросы, которые не регулируются законом:

  • малые предприятия, не представляющие опасности;
  • «редкие», малораспространенные производства.

В последнем случае, как правило, исходят из информации, относящейся к наиболее близкому типу предприятия или принимается отдельное решение.

Закон сложно применять на практике на территориях с широким спектром видов землепользования и в городах. Наиболее частые случаи применения – при строительстве на новых территориях и в случаях перепрофилирования производств.

Закон предписывает необходимость предотвращения конфликтных ситуаций и требует участия заинтересованных сторон и детального обсуждения их позиций.

В защитных зонах не запрещено развивать все виды деятельности, нет необходимости оформления земель в собственность предприятия. Как правило, землепользование ограничено наименее «прихотливыми» видами использования земель. Те и то, что расположено «по соседству», определяют в конечном итоге виды возможного землепользования в границах защитных зон.

Невозможно в рамках одной статьи отразить весь спектр проблем и вопросов, которые обсуждались на семинаре. Поэтому в следующих номерах «Эко-бюллетеня» мы представим вашему вниманию ряд материалов, подготовленных экспертами проекта ГЭС II специально для нашего журнала.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов