Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 2 (133) > ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Оценка риска для здоровья населения при решении задач оптимизации управления качеством окружающей среды в России: состояние и перспективы

С.Л. Авалиани,

ГОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования МЗиСР России, г. Москва

Гость номера:
Авалиани Семен Леванович.
Родился 25 мая 1948 г.
Окончил Тбилисский государственный медицинский институт.
Доктор медицинских наук,
профессор.
Сфера научных интересов: оценка риска для здоровья населения при воздействии химических веществ в условиях населенных мест; управление риском, распространение информации о риске; методы анализа экспозиции химических факторов окружающей среды; оценка экологических рисков; оценка воздействия на окружающую среду; разработка показателей раннего неблагоприятного действия химического загрязнения среды на организм; гигиеническое нормирование химических загрязнителей в разных средах.
Более 20 лет возглавлял лабораторию комплексной оценки риска воздействия факторов среды НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина РАМН (НИИЭЧиГОС), г. Москва.
Руководил проектами по оценке риска в России – более 50 проектов, в том числе – более 10 по обоснованию СЗЗ.
Принимал участие в международных проектах под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Агентства международного развития США, Агентства по охране окружающей среды США и др.
В настоящее время – заведующий кафедрой коммунальной гигиены Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО); руководитель Органа по оценке риска; член бюро Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ; член бюро Комиссии по аккредитации органов Центрального органа по оценке риска Роспотребнадзора; член Проблемной комиссии «Научные основы комплексной оценки риска» Межведомственного научного совета РАМН.
164 научные публикации.
В настоящее время ИнЭкА сотрудничает с Семеном Левановичем по оценке рисков здоровью населения при разработке санитарно-защитных зон (СЗЗ) в рамках договорных работ с Центром «Окружающая среда – риск – здоровье», г.Москва.

Экологическая политика должна быть всегда направлена на повышение качества жизни, сохранение и улучшение состояния здоровья населения. Эта же политика должна предотвращать и смягчать отрицательные эффекты, сопутствующие экономическому росту и развитию. Однако регулирование всех антропогенных выбросов и загрязнения среды обитания может стоить слишком дорого. Так, количество задач, которые необходимо решить для обеспечения экологической безопасности населения России, огромно, а финансовые ресурсы для этих целей ограничены. Следовательно, одновременное осуществление всех необходимых оздоровительных и природоохранных мероприятий невозможно. Поэтому определение и реализация стратегий и технологий, позволяющих ранжировать проблемные области и на этой основе устанавливать приоритеты экологической политики, является первостепенной задачей.

Одним из важнейших вопросов при формировании экологической политики является выявление основных, ведущих причин дополнительной заболеваемости и смертности, обусловленных загрязнением окружающей среды. Каким образом выявить основные факторы риска для здоровья и как разработать успешную программу действий по снижению этих рисков? Сложившаяся в течение долгих лет, еще в СССР, система управления качеством окружающей среды не может гарантировать полную безопасность в отношении последствий для здоровья населения и правильное определение приоритетов в действиях, направленных на улучшение экологической ситуации как в масштабах всей страны, так и в конкретном регионе.

Наряду с этим серьезной проблемой остается оценка адекватности мониторинга факторов окружающей среды, в частности химических, для выявления изменений со стороны здоровья. Часто, ориентируясь только на валовой выброс веществ без учета их токсикологических характеристик, при организации мониторинга загрязнения различных объектов окружающей среды не включаются вещества, имеющие меньший выброс, но представляющие большую опасность для здоровья. Оставляют желать лучшего и существующие программы контроля загрязнения в городах и населенных пунктах России.

Как показал практический опыт, методология оценки риска здоровью человека от воздействия факторов окружающей среды, которая является новым, относительно молодым, интенсивно развиваемым во всем мире междисциплинарным научным направлением, и внедрение которой стало осуществляться за последние годы в России, позволяет решить многие из вышеперечисленных вопросов.

Оценка риска является одним из элементов методологии анализа риска здоровью, включающей в себя оценку риска, управление риском и информирование о риске. В научном отношении оценка риска – это последовательное, системное рассмотрение всех аспектов воздействия анализируемого фактора на здоровье человека, включая обоснование допустимых уровней воздействия. В научно-практическом приложении основная задача оценки риска состоит в получении и обобщении информации о возможном влиянии факторов среды обитания человека на состояние его здоровья.

Опыт применения концепции риска в различных регионах России за последние 12 лет показал возможности дальнейшего совершенствования нормативно-методической базы санитарно-эпидемиологического надзора и ее гармонизации с рекомендациями международных организаций. Использование этой методологии дает ряд ощутимых преимуществ по сравнению с традиционными для России командно-административными методами регулирования, основанными на сопоставлении уровней фактического загрязнения с их нормативными величинами, так как позволяет:

  • разрабатывать механизмы и стратегию различных регулирующих мер по снижению риска;
  • сравнивать и ранжировать различные по степени выраженности эффекты (заболеваемость, смертность);
  • способствовать установлению более надежных и безопасных нормативных уровней загрязнения, в том числе региональные уровни минимального риска и целевые концентрации;
  • определять приоритеты экологической политики и политики в области охраны здоровья населения на территориальном, и особенно местном уровнях; осуществлять первоочередное регулирование тех источников и факторов риска, которые представляют наибольшую угрозу для здоровья населения;
  • ранжировать территории по степени риска для здоровья населения как в настоящее время, так и в перспективе;
  • описать и оценить остаточный риск после применения мер по его снижению;
  • идентифицировать наиболее чувствительные и ранимые субгруппы популяции;
  • использовать полученные данные при принятии решений по функциональному зонированию территорий;
  • уточнять, какие промышленные предприятия могут быть оставлены в городе, а какие должны быть вынесены за его пределы;
  • совершенствовать систему гигиенического нормирования и обеспечить ее гармонизацию с международно признанными принципами, критериями и методами установления безопасных уровней воздействия химических веществ.

Результаты применения методологии оценки риска на практике в различных регионах России (свыше 30 городов, таких, как Волгоград, Новокузнецк, Пермь, Ангарск, Красноуральск, Самара, Новокуйбышевск, Великий Новгород, Воронеж, Серпухов, Москва, Санкт-Петербург, Клин, Череповец, Верхняя Пышма, Екатеринбург, Оренбург, Нижний Новгород, Астрахань, Ростов-на-Дону и др.) показали высокую перспективность этих исследований.

В ряде из них на практике был реализован механизм, позволяющий обнаруживать ведущие источники риска для лиц, принимающих решения по регулированию качества окружающей среды, с целью последующей идентификации вариантов экономически эффективной стратегии снижения риска для здоровья населения.

Особенно следует подчеркнуть, что широкие исследования с применением данной методологии в стране стали развиваться после выхода совместного Постановления Главного государственного санитарного врача РФ и Главного государственного инспектора РФ по охране природы от 10.11.97 г. (№ 25 и № 19-0-11/530) «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации».

Достигнутые успехи по использованию на практике методологии оценки риска позволили в ряде случаев переориентировать систему управления качеством окружающей среды в интересах охраны здоровья населения России на современные рыночные методы экономического анализа – «затраты-эффективность» и «затраты-выгоды». Методы управления качеством окружающей среды, базирующиеся на результатах работ по оценке риска, стали основой для:

  • оптимизации работ территориальных центров Роспотребнадзора и природоохранных органов по контролю качества объектов окружающей среды;
  • выделения приоритетных загрязняющих веществ в различных средах;
  • выбора оптимальной технологии водоподготовки, обеспечивающей наименьший риск для здоровья населения;
  • снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обоснования наиболее экономически эффективной природоохранной и профилактической деятельности в городах, где проводились такие исследования;
  • разработки рекомендаций по оптимизации политики природопользования на муниципальном уровне.

В ряде случаев особое внимание при проведении работ по оценке риска уделялось распространению информации о риске среди СМИ, общественных и неправительственных организаций и заинтересованного населения в целом.

Можно подчеркнуть, что очевидные преимущества применения данной методологии зафиксированы в Рекомендациях парламентских слушаний Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации (Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии) на тему: «Воздухоохранная деятельность: трансграничный, федеральный и региональный аспекты», в которых сформулированы требования о необходимости «рассмотреть вопросы об обязательности работ по оценке риска здоровью перед любым проектированием и строительством объектов, влияющих на среду обитания населения, при обосновании и составлении программ оздоровления окружающей среды» (20 ноября 2001 г.). Аналогичное решение было принято Комитетом по экологии Государственной думы Федерального собрания РФ при обсуждении вопроса «Экологическая безопасность России» в феврале 2002 г. и в рекомендациях Круглого стола Комитета Государственной думы по экологии Федерального собрания РФ на тему: «Совершенствование законодательства Российской Федерации по управлению окружающей средой на базе методологии оценки риска от неблагоприятного воздействия загрязнения на здоровье населения» от 23 июня 2005 г.

Здесь уместно отметить следующее: в последние десятилетия сложились и реализуются на практике принципы международного сотрудничества в области управления качеством окружающей среды, являющиеся общими для большинства стран мира и нашедшие свое отражение в концепции устойчивого развития, среди которых концепция риска занимает ведущее положение.

Гармонизация подходов управления безопасностью (управления риском) и нормативно-правовых основ системы управления, существующих в РФ и за рубежом, представляет собой первоочередную задачу для нашей страны и может иметь принципиальное значение как для обоснования приоритетов экологической политики, следовательно, рационального и эффективного вложения средств на снижение загрязнения окружающей среды и максимальное уменьшение риска, так и для создания благоприятного инвестиционного климата в отношении России.

Так, впервые в России Главным санитарным врачом РФ утверждено и введено в действие 05.03.2004 г. «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (Р 2.1.10. 1920-04), в котором сформулированы область применения этой методологии и унифицированы требования к проведению работ по оценке риска с учетом международного опыта.

В последние годы преимущества использования методологии оценки риска были проиллюстрированы на практике при обосновании безопасности для здоровья населения, проживающего на территориях, находящихся в зоне влияния выбросов крупных промышленных комплексов, и разработке на этой основе эффективных регулирующих мер, включающих возможность организации и обоснования для них необходимого размера санитарно-защитной зоны (CЗЗ).

Необходимость использования методологии оценки риска при обосновании достаточности размера СЗЗ с позиций обеспечения безопасности для здоровья населения, которая нашла отражение в требованиях новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, обусловлена тем, что единственным критерием безопасности сегодня является достижение снижения уровня воздействия по всем факторам за пределами санитарно-защитной зоны до требуемых гигиенических нормативов, в качестве которых используются максимальные разовые ПДК. Однако, сложившаяся система управления загрязнением атмосферного воздуха не может гарантировать полную безопасность для здоровья населения и правильное определение приоритетов в действиях, направленных на предотвращение реальной опасности, в силу ряда причин:

  • до последнего времени основным препятствием для определения приоритетов при разработке наиболее эффективных регулирующих мер по снижению загрязнения атмосферного воздуха являлось отсутствие возможности ранжирования по степени их опасности всего спектра загрязнителей, обусловленных выбросами крупных промышленных комплексов;
  • данные натурных наблюдений, полученные в процессе мониторинга загрязнения атмосферного воздуха, вследствие ограниченного числа постов наблюдений не дают целостного пространственного представления о вкладе источников выбросов в загрязнение воздушной среды, а ограниченное число контролируемых на постах загрязнителей не позволяет оценить полноту риска для здоровья населения всех приоритетных компонентов выбросов;
  • используемые при установлении ПДВ методы моделирования рассеивания атмосферных загрязнителей позволяют определять только верхний 98-99% квантиль функции распределения максимальных концентраций за 20–30-минутный период осреднения. Поэтому их нельзя использовать для оценки экспозиции за счет концентраций при длительном воздействии, в частности среднегодовых, без которых невозможна оценка риска развития хронических эффектов, в том числе отдаленных последствий;
  • для оценки реальных уровней экспозиции необходимо не только определять концентрации загрязнителей на границе и за пределами санитарно-защитной зоны, но и идентифицировать весь путь воздействия от источников выбросов до мест проживания населения;
  • требуется установить реальный вклад в суммарное загрязнение выбросов предприятий промышленного комплекса, так как сложившийся уровень загрязнения атмосферного воздуха на прилегающих жилых территориях может быть обусловлен выбросами других стационарных источников, находящихся за пределами изучаемого комплекса, а также автотранспорта;
  • при разработке оздоровительных мероприятий целесообразно учитывать и многие другие факторы, включая затраты на различные варианты превентивных мер и их осуществимость на практике, а также наличие жалоб населения на неблагоприятное качество атмосферного воздуха.

Для решения этих вопросов сегодня наилучшим инструментом, несомненно, может служить методология оценки риска и управления риском, возможности которой, тем не менее, все еще недостаточно используются в практических целях, в том числе при обосновании санитарно-защитных зон.

Весьма важным аспектом практического применения методологии оценки риска в России явилось доказательство того, что снижение выбросов парниковых газов в энергетическом секторе приводит к ключевым дополнительным выгодам, которые заключаются в снижении загрязнения окружающей среды, в первую очередь атмосферного воздуха, многими опасными для здоровья населения компонентами. Прежде всего речь идет о сокращении выбросов таких наиболее распространенных загрязнителей воздушной среды как: взвешенные частицы, диоксид серы, оксиды азота, оксид углерода, ПАУ, в частности, бензопирен, ряд тяжелых металлов и др. Эти выводы базируются на результатах исследований, проведенных как на макроуровне, так и на локальном уровне в городах европейской части России, находящихся в различных климато-географических зонах.

В целом, из результатов проведенных работ следует, что применение методологии оценки риска дает возможность определить приоритеты экологической политики на региональном и местном уровне, разработать механизм и стратегию действий, отдающих предпочтение регулированию тех источников загрязнения и факторов риска, которые представляют наибольшую угрозу состоянию здоровья населения.

Вместе с тем, для наиболее успешного продвижения анализа риска в качестве ведущей технологии, позволяющей осуществлять наступательную, опережающую стратегию действий при решении проблемы обеспечения экологической безопасности России, которая является составной частью более общей проблемы обеспечения национальной безопасности РФ, требуется серьезная поддержка со стороны МПР, Минздрава и соцразвития РФ и в целом федерального правительства.

В качестве первоочередных задач, требующих решения, можно выделить следующие:

  • принять меры по систематизации и обобщению данных в едином уполномоченном органе об эмиссиях промышленных предприятий и автотранспорта, данных мониторинга, метеоданных, суточных и годовых показателей смертности населения, ее возрастной структуре;
  • создать систему централизованного программного обеспечения сбора, обработки, анализа и представления информации, необходимой для анализа рисков, обеспечить финансирование этой системы;
  • гармонизировать систему мониторинга качества окружающей среды и, в частности, атмосферного воздуха, с требованиями и рекомендациями международных организаций;
  • рассмотреть в установленном порядке вопрос о необходимости специального законодательного регулирования приемлемых (допустимых) уровней риска смерти и других, необратимых социально значимых последствий для здоровья;
  • рассмотреть вопрос о внесении в нормативно-распорядительные документы требований об обязательности проведения работ по оценке риска здоровью для принятия решений и обоснования приоритетных мероприятий в планах действий по охране окружающей среды.

Вместе с тем, нельзя признать, что методология анализа риска будет внедряться в природоохранное законодательство России без значительных проблем. Как и во многих странах мира, в том числе и США, где концепция риска является краеугольным аспектом проведения экологической политики в течение последних 25 лет и разработаны наиболее существенные и в достаточной степени обоснованные предложения об ее использовании в законодательстве, будут находиться противники применения данной методологии, выдвигающие целый ряд доводов. Часть из них касается определенной сложности этой концепции и открывающихся возможностей манипулирования для достижения в том числе политических целей. Другая часть касается трудностей, связанных с неотъемлемо присутствующими в методологии неопределенностями и допущениями, в первую очередь, с существующими проблемами доказательств справедливости сопоставления разнохарактерных и отличающихся по степени выраженности социально значимых рисков.

В определенной степени это действительно так, и в научной базе существует еще много «белых пятен». Тем не менее, в представленном в декабре 2008 г. докладе «Комитета по совершенствованию подходов к анализу риска, используемому Агентством по охране окружающей среды США», созданного при Национальном Совете Исследований (The “Committee on Improving Risk Analysis Approaches Used by the U.S. EPA”, NRC), подчеркнуто, что совершенствование методологии анализа риска будет базироваться не только на использовании новейших научных данных и современных методов исследования, но и, в первую очередь, на представлении наиболее информативного материала, пригодного для управленческих целей.

Таким образом, и этому аспекту проблемы, к сожалению, особенно в России, уделяется недостаточно внимания, сама оценка риска никогда не должна быть конечной целью процесса анализа. Наоборот, процедура оценки риска должна рассматриваться с позиций получения необходимой информации для последующей дискуссии между специалистами и другими заинтересованными сторонами, что позволит в наилучшей степени прийти к единому мнению о наиболее эффективных мерах снижения риска.

Если такое понимание будет достигнуто, в перспективе использование методологии оценки риска может стать определяющим для доказательства практических возможностей и механизмов современной экономики в ее реальном секторе, в сфере охраны среды обитания сквозь призму возрастания ценности сохранения здоровья.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов