Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 2 (133) > ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕДУРЕ ОВОС

ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ПРОЦЕДУРЕ ОВОС

Участие общественности в процессе принятия экологически значимых и градостроительных решений уже давно стало неотъемлемой частью жизни современного общества. В соответствии с международными и российскими законодательными требованиями мнение заинтересованных сторон в обязательном порядке выявляется и принимается во внимание при выполнении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) намечаемой хозяйственной деятельности. Процедура ОВОС предусматривает проведение общественных обсуждений на всех этапах выполнения ОВОС.

Е.В. ПЕРФИЛЬЕВА, Н.В. СУДАКОВА

ООО «ИнЭкА-консалтинг»

Основным действующим нормативным документом РФ, в котором прописаны все этапы общественного участия в процедуре ОВОС, остается Положение об ОВОС (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 №372) – далее Положение об ОВОС.

Порядок участия граждан РФ и их объединений в процессе принятия экологически значимых решений устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Мнение общественности носит рекомендательный характер, но оно учитывается при принятии окончательного решения органами местного самоуправления.

Обеспечение участия общественности и заинтересованных сторон в подготовке и обсуждении материалов ОВОС намечаемой деятельности закреплено в следующих законодательных документах:

  1. Международная Конвенция «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» (Эспо, Финляндия, 25.02.1991): ст. 2 п. 2.
  2. Конституция РФ (принята 12.12.1993): ст. 24 п. 2, ст. 42.
  3. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (с изм. и доп.): ст.28, ст.39, ст.46.
  4. Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изм. и доп.): ст. 3; ст. 11 п. 1, п. 2; ст.12 п.1.
  5. Земельный Кодекс Российской Федерации. ФЗ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. и доп.): ст. 31 п. 3, п. 4.
  6. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, глава I (п. 1.6.), глава II (п. 2.5.,п. 2.7.), глава III, глава IV.
  7. Федеральный закон от 16 мая 2008 г. № 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
  8. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

ОПЫТ ИНЭКА

С 1999 года ИнЭкА ведет работы в сфере организации общественных обсуждений в рамках процедуры ОВОС.

Многолетняя деятельность в общественном секторе дала ИнЭкА неоценимый опыт конструктивного взаимодействия как с муниципальными природоохранными структурами, так и с государственными (региональными и федеральными). При работе над социально-экологическими некоммерческими проектами специалисты ИнЭкА научились взаимовыгодному партнерству с органами власти, бизнесом и общественными организациями. Приобретенный опыт эффективно используется при выполнении ОВОС.

Организовывать и проводить общественные обсуждения при выполнении ОВОС, консультировать заинтересованные стороны по вопросам общественного участия специалистам ИнЭкА помогает богатый опыт, наработанный в рамках международных проектов и стажировок, а также знание методов и лучших международных практик в области общественного участия.

По приглашению администраций городов и промышленных компаний специалисты ИнЭкА принимали участие в организации общественных обсуждений в рамках выполнения ОВОС по намечаемой деятельности в разных областях России: Красноярский край, Республика Хакасия, Иркутская и Кемеровская области.

Общественные обсуждения в рамках процедуры ОВОС проводились для компаний и предприятий металлургической, угольной, строительной, энергетической отраслей, предприятий авто- и железнодорожного транспорта, пищевой промышленности и др.

Ниже представлены выдержки из внутреннего технологического регламента ИнЭкА выполнения работ «Общественные обсуждения в процедуре ОВОС».

Общественные обсуждения намечаемой деятельности проводятся с целью:

  • реализации прав граждан на информирование и участие в принятии экологически значимых решений;
  • выявления многогранных экологических факторов на рассматриваемой территории, чтобы при экологической оценке не были упущены серьезные воздействия;
  • учета интересов различных групп населения;
  • получения информации о местных условиях и традициях (с целью корректировки проекта или выработки дополнительных мер) до принятия решения;
  • обеспечения большей прозрачности и ответственности в принятии решений;
  • снижения конфликтности путем раннего выявления спорных вопросов.

Порядок действий:

  1. Информирование органов власти.

Письменные уведомления, декларация о намерениях, предварительная экологическая оценка и проект Технического Задания (далее ТЗ) на выполнение ОВОС намечаемой хозяйственной деятельности направляются органам исполнительной и представительной местной и региональной власти (главам администраций и депутатам) той территории, на которой намечается хозяйственная деятельность.

Письменные уведомления направляются специально уполномоченным контролирующим и надзорным органам территории (Росприроднадзор, Росводресурсы, Ростехнадзор, Роспотребнадзор).

  1. Информирование общественности о проведении ОВОС через публикации в официальных изданиях органов исполнительной власти и массовых СМИ и обеспечение доступа к декларации о намерениях, предварительной экологической оценке и проекту ТЗ на выполнение ОВОС намечаемой хозяйственной деятельности путем размещения документации в общественных приемных (например, в библиотеках, ДК, администрациях города), а также в сети Интернет.
  2. Проведение предварительных консультаций с целью определения участников процесса ОВОС, в том числе заинтересованной общественности, целесообразности проведения (непроведения) общественных слушаний.
  3. Сбор мнения заинтересованных сторон при обсуждении проекта ТЗ. Все полученные замечания и предложения документируются, анализируются, сводятся в единую таблицу. В таблице напротив каждого обращения разработчики проекта ТЗ на ОВОС дают ответ возможно или нет учесть поступившее предложение, если нет, то почему. При учете замечания указываются разделы ОВОС, где в результате будет представлен материал по тому или иному пункту ТЗ. Учет мнения общественности и требований специально уполномоченных органов по охране окружающей среды и других участников процесса ОВОС при составлении ТЗ путем внесений изменений в проект ТЗ, составление и утверждение окончательного варианта ТЗ.
  4. Обеспечение доступа к утвержденному варианту ТЗ в течение всего периода проведения процесса ОВОС.
  5. Уточнение плана мероприятий по ходу общественных обсуждений, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам ОВОС. Принятие решения о проведении (непроведении) общественных слушаний органами местного самоуправления при участии ЗАКАЗЧИКА и содействии заинтересованной общественности.
  6. Информирование через СМИ и Интернет о сроках и месте доступа предварительного варианта материалов ОВОС, о дате и месте проведения общественных слушаний (не позднее, чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений/проведения общественных слушаний).
  7. Предоставление возможности общественности ознакомиться с предварительным вариантом материалов ОВОС и представить свои замечания в течение 30 дней с момента публикации объявления.
  8. Проведение общественных слушаний (в случае принятия решения об их целесообразности). В процессе общественных слушаний необходимо вести протокол, где четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если предмет разногласий будет выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов ОВОС.
  9. Принятие от заинтересованных сторон письменных замечаний и предложений к материалам общественных обсуждений, документирование этих предложений в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения. Все полученные замечания анализируются, сводятся в единую таблицу. В таблице напротив каждого замечания исполнители ОВОС дают ответ, возможно или нет учесть поступившее замечание, если нет, то почему. При учете замечания указываются ссылки на разделы ОВОС, где в окончательном варианте будет представлен скорректированный материал.
  10. Учет поступивших замечаний, предложений и иной информации от участников процесса ОВОС путем внесений изменений в предварительный вариант материалов ОВОС, составление и утверждение у заказчика окончательного варианта материалов ОВОС.
  11. Обеспечение доступа общественности к окончательному варианту материалов ОВОС в течение всего срока с момента утверждения последнего варианта и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.

ЭТАПЫ И МЕТОДЫ В ПРОЦЕДУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ

Лучшие международные практики определяют общественное участие как непрерывный процесс взаимодействия между гражданами и учреждениями (организациями), ответственными за принятие решения. Под непрерывным процессом понимается поэтапное осуществление процедуры общественного участия до момента принятия решения.

Этапы общественного участия:

  1. Выявление заинтересованных групп и лиц.
  2. Информирование – своевременное предоставление достоверной информации в форме, понятной для аудитории.
  3. Обсуждение – диалог между стороной, принимающей решение, и другими заинтересованными сторонами; сбор и анализ предложений и замечаний.
  4. Учет общественного мнения – использование результатов диалога при принятии решения, т.е. принятие решения о внесении (невнесении) изменений в проектную документацию.
  5. «Обратная связь» — предоставление информации о принятых решениях и о том, как на них повлияло участие общественности.

Для реализации каждого этапа имеется набор методов. По вовлечению заинтересованных сторон, например, информационные письма, анкетирование, «круглые» столы и др. Однако надо помнить, что для разных целевых групп нужно использовать разные методы. Методы взаимодействия с заинтересованными сторонами чрезвычайно разнообразны. Не существует одного универсального и наилучшего способа, каждый случай индивидуален. Подходы к выбору методов вовлечения зависят от типа объектов хозяйственной деятельности, их масштаба, местоположения, воздействия на окружающую среду, исторических и социальных аспектов.

В таблице 1 приведен типовой План проведения общественных обсуждений, который наглядно показывает, как с учетом требований законодательства на протяжении всей процедуры ОВОС осуществляется общественное участие. Для каждой целевой группы указаны соответствующие мероприятия, методы и ссылки на законодательство.

Таблица 1
Месяцы Мероприятия Заинтересованные группы Методы Законодательные требования
1-й месяц Информирование о проведении ОВОС ОМС
Контролирующие органы:
Росприроднадзор;
Ростехнадзор;
Росводресурсы;
Роспотребнадзор
Рассылка официальных писем, предоставление проекта ТЗ и предварительной экологической оценки с предложением внести требования к проекту ТЗ и предоставить информацию по экологическому состоянию территории Международная Конвенция «Об ОВОС в трансграничном контексте» (Эспо, Финляндия, 25.02.1991): ст. 2 п. 2
Конституция РФ (принята 12.12.1993): ст. 24 п. 2, ст. 42
Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изм. и доп.): ст. 3; ст. 11 п. 1, п. 2; ст.12 п.1.
Положение об ОВОС в РФ (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, глава II- IV
1-й месяц Информирование о проведении ОВОС, о месте и сроках доступа к проекту ТЗ и предварительной экологической оценки Широкая общественность Публикации в кратком виде в официальных и массовых изданиях ОМС и Интернет Конституция РФ (принята 12.12.1993): ст. 24 п. 2, ст. 42
Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изм. и доп.): ст. 3
Положение об ОВОС в РФ (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, глава II- IV
1-й месяц Проведение предварительных консультаций с целью определения участников процесса ОВОС (в т.ч. заинтересованной общественности), целесообразности/нецелесообразности проведения общественных слушаний по проекту ТЗ ОМС Рассылка официальных писем и личные встречи Международная Конвенция «Об ОВОС в трансграничном контексте» (Эспо, Финляндия, 25.02.1991): ст. 2 п. 2
Конституция РФ (принята 12.12.1993): ст. 24 п. 2, ст. 42
Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изм. и доп.): ст. 3; ст. 11 п. 1, п. 2; ст.12 п.1.
Положение об ОВОС в РФ (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, глава II- IV
1-й месяц Обеспечение доступа к исходным материалам и проекту ТЗ для сбора замечаний и предложений Широкая общественность,
ОМС;
контролирующие органы
Размещение проекта ТЗ и предварительной экологической оценки в общественных приемных и Интернет Конституция РФ (принята 12.12.1993): ст. 24 п. 2, ст. 42
Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изм. и доп.): ст. 3; ст. 11 п. 1, п. 2; ст.12 п.1.
Положение об ОВОС в РФ (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, глава II- IV
1-2-й месяц Сбор и учет мнений при составлении ТЗ Широкая общественность,
ОМС;
контролирующие органы
Личные встречи; письма; специальные журналы; собрания с жителями; «круглый стол», внесение изменений в проект ТЗ.
Предложения и замечания к ТЗ принимаются в течение 30 дней с момента публикации объявления
Международная Конвенция «Об ОВОС в трансграничном контексте» (Эспо, Финляндия, 25.02.1991): ст. 2 п. 2
Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изм. и доп.): ст. 3; ст. 11 п. 1, п. 2; ст.12 п.1.
Положение об ОВОС в РФ (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, глава II- IV
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, гл. 5
2-4-й месяц Обеспечение доступа к утвержденному варианту ТЗ в течение всего периода проведения процесса ОВОС Широкая общественность,
ОМС;
контролирующие органы
Размещение утвержденного варианта ТЗ в общественных приемных и Интернет.
Рассылка участникам процесса ОВОС по запросам
Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изм. и доп.): ст. 3; ст. 11 п. 1, п. 2; ст.12 п.1.
Положение об ОВОС в РФ (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, глава II- IV
2-й месяц Уточнение плана мероприятий общественных обсуждений, принятие решения о проведении\непроведении общественных слушаний по окончательному варианту ТЗ Власть:
ОМС при участии заказчика и содействии заинтересованной общественности
Анализ поступивших предложений, замечаний и требований от заинтересованных сторон;
Консультации и личные встречи
Международная Конвенция «Об ОВОС в трансграничном контексте» (Эспо, Финляндия, 25.02.1991): ст. 2 п. 2
Положение об ОВОС в РФ (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, глава II- IV
3-й месяц Информирование о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов ОВОС, о дате и месте проведения общественных слушаний Широкая общественность; ОМС Распространение информации через: публикации в кратком виде в официальных и массовых изданиях ОМС, в Интернет Международная Конвенция «Об ОВОС в трансграничном контексте» (Эспо, Финляндия, 25.02.1991): ст. 2 п. 2
Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изм. и доп.): ст. 3; ст. 11 п. 1, п. 2; ст.12 п.1.
Положение об ОВОС в РФ (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, глава II- IV
3-й месяц Размещение предварительных материалов ОВОС для сбора замечаний и предложений Широкая общественность; ОМС Предоставление материалов в мэрию, в общественных приемных и Интернет Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изм. и доп.): ст. 3; ст. 11 п. 1, п. 2; ст.12 п.1.
Положение об ОВОС в РФ (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, глава II- IV
4-й месяц Проведение общественных слушаний (в случае принятия решения об их целесообразности) Широкая общественность; ОМС Организация и проведение общественных слушаний Международная Конвенция «Об ОВОС в трансграничном контексте» (Эспо, Финляндия, 25.02.1991): ст. 2 п. 2
Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изм. и доп.): ст. 3; ст. 11 п. 1, п. 2; ст.12 п.1.
Положение об ОВОС в РФ (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, глава II- IV
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, гл. 5
4-й месяц Принятие письменных замечаний и предложений, документирование этих предложений в приложениях к материалам ОВОС в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения Широкая общественность Организация приема письменных замечаний и предложений Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изм. и доп.): ст. 3; ст. 11 п. 1, п. 2; ст.12 п.1.
Положение об ОВОС в РФ (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, глава II- IV
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, гл. 5
4-й месяц Учет поступивших замечаний, предложений и иной информации Широкая общественность; ОМС Составление отчета «Об учете общественного мнения» при проведении общественных слушаний, протокол будет включен в виде приложения в окончательный вариант материалов ОВОС Положение об ОВОС в РФ (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, глава II- IV
5-й месяц Обеспечение доступа к окончательному варианту материалов ОВОС в течение всего срока с момента утверждения последнего варианта и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности Широкая общественность; ОМС Предоставление материалов в мэрию, в общественных приемных и Интернет Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изм. и доп.): ст. 3; ст. 11 п. 1, п. 2; ст.12 п.1.
Положение об ОВОС в РФ (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, глава II- IV

На схеме (рис. 1) наглядно представлены организация и проведение общественных обсуждений в процедуре ОВОС. Сроки проведения общественных обсуждений в рамках проведения процедуры ОВОС (согласно Положению об ОВОС) составляют, как правило, не менее 3-х месяцев:

Этап 1. Обсуждение проекта ТЗ – 30 дней.

На этом этапе размещается проект ТЗ в общественно доступных местах. Дается первая публикация – уведомление о выполнении ОВОС, местах и сроках доступа проекта ТЗ, сроках предоставления замечаний и предложений.

В течение 30 дней с момента первой публикации, но не ранее, чем через 2 недели после первой публикации:

  • Рассылка информационных писем заинтересованным сторонам.
  • Прием и анализ замечаний и предложений по проекту ТЗ.
  • Консультации заинтересованных сторон.
  • Проведение общественных обсуждений проекта ТЗ (возможно в виде круглых столов, встреч с жителями, приемом замечаний и предложений через журналы и письма и т.д.).

Доработка и утверждение ТЗ.

Этап 2. Обсуждение предварительных материалов ОВОС – 30 дней.

На этом этапе размещается резюме нетехнического характера материалов ОВОС в общественно доступных местах.

Дается вторая публикация – уведомление о местах и сроках доступа резюме нетехнического характера материалов ОВОС (предварительные материалы ОВОС), сроках предоставления замечаний и предложений, сроках и месте проведения общественных слушаний (если принято решение об их целесообразности).

В течение 30 дней с момента второй публикации, но не ранее, чем через 2 недели после второй публикации:

  • Рассылка информационных писем заинтересованным сторонам.
  • Прием и анализ замечаний и предложений по предварительным материалам ОВОС.
  • Консультации заинтересованных сторон.
  • Проведение общественных слушаний по предварительным материалам ОВОС.

Доработка материалов ОВОС.

Этап 3. Предоставление окончательных материалов ОВОС – с момента утверждения материалов ОВОС до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.

Обеспечение доступа заинтересованных сторон к окончательному варианту материалов ОВОС.

Дается итоговая публикация – уведомление о местах и сроках доступа к окончательному варианту материалов ОВОС. Производится рассылка информационных писем заинтересованным сторонам.

При разработке плана общественных обсуждений необходимо четко определить, кто является заинтересованными участниками этого процесса, т.е. определить целевые группы. Этому аспекту необходимо уделить большое внимание, т.к. если не все целевые группы будут выявлены, то цель процедуры общественных обсуждений выявить весь спектр значимых аспектов не будет достигнута. Например, заинтересованные стороны могут быть представлены не только местными жителями и общественными организациями, но и землепользователями, которые имеют дачные участки, а также представителями бизнеса, чьи объекты расположены на этой территории и т.п.

Подход к выбору имеющихся методов должен быть творческим. Лучше сочетать различные методы для составления эффективного плана общественных обсуждений в соответствии с конкретным типом объекта хозяйственной деятельности.

Устойчивое развитие, о котором говорит все мировое сообщество и правительство РФ, предполагает не только экологически безопасную деятельность человека, но и бесконфликтное сотрудничество власти, бизнеса и общественности. А такое сотрудничество возможно только при конструктивном диалоге всех заинтересованных сторон.

Процедура общественного участия необходима не только для соблюдения прав граждан, закрепленных законодательством РФ, но и для развития общества в целом. Участие общественности дает много положительных моментов, например, снизить возможность финансовых рисков для бизнеса; снижение социальных конфликтов и прозрачность принятия решений для власти; заинтересованная общественность получает больше возможности влиять на условия своей жизни.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов