Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 2 (133) > ЭКОКОНСАЛТИНГ

Технологические регламенты на разработку экологической документации

Мы продолжаем серию публикаций технологических регламентов выполнения проектов экологических нормативов и другой экологической документации. Данные материалы позволят природопользователям яснее представить место разрешительной и стратегической экологической документации в структуре процесса управления предприятием. Необходимость подобных документов определена в рамках нормативно-законодательной базы РФ.

Внутренние регламенты ИнЭкА базируются на обширном опыте наших специалистов и организации в целом в выполнении разных типов экологических оценок и подготовке экологической документации.

Вторым регламентом, представляемым нашим читателям, является Регламент выполнения эколого-экономической оценки. В соответствии с нормативными требованиями к разработке проектной документации в состав проектов необходимо включать такую оценку, однако в связи с отсутствием единой методологической базы для выполнения данного вида работ многие разработчики используют формальный подход и результаты таких оценок не являются показательными и не могут быть использованы для принятия решений. ИнЭкА в своей практике опирается на наиболее адекватную, на наш взгляд, методику, которая позволяет в комплексе оценить положительные и отрицательные социально-экологические последствия реализации намечаемой деятельности в стоимостной форме. Результаты оценки не только наглядно показывают выгодность или невыгодность проекта для рассматриваемой территории, но и позволяют оценить величины возможных экологических ущербов от эксплуатации планируемого производства, возникающих с течением времени, что может быть использовано инициатором намечаемой деятельности при стратегическом планировании финансовых средств. Таким образом, в данном случае эколого-экономическая оценка выступает как отдельный вид оценки эффективности инвестиционных проектов. Также результаты такой оценки могут быть использованы при разработке адекватной экологической политики и планов действий.

Контакт:

ООО «ИнЭкА-консалтинг», г. Новокузнецк. Отдел экологического консалтинга, Белозёрова Светлана Сергеевна, специалист по оценке эколого-экономической эффективности хозяйственной деятельности, руководитель работ.

Тел/факс: (3843)

72-05-79; 72-05-75

e-mail: sveta@ineca.ru;

ineca@ineca.ru. Сайт: www.ineca.ru

РЕГЛАМЕНТ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Оценка эколого-экономической эффективности намечаемой деятельности

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Регламент определяет порядок и последовательность действий при выполнении эколого-экономических оценок посредством определения эколого-экономической эффективности проектов намечаемой деятельности.

1.1. Термины и определения

Эколого-экономическая эффективность проекта – показатель, характеризующий соотношение общих экономических выгод и потерь от проекта, включая внешние экологические эффекты и связанные с ними социальные и экономические последствия, затрагивающие интересы населения и будущих поколений в результате реализации данного проекта.

Экологические выгоды и затраты (ущербы) – экологические эффекты, выражающиеся в отрицательных или положительных последствиях реализации проектов намечаемой деятельности для окружающей среды и населения. К выгодам относятся дополнительные поступления налогов и платежей в бюджеты, увеличение доходов населения, снижение безработицы, реализация сопутствующих социальных программ и т.д. К экологическим затратам (ущербам) можно отнести ущербы от утраты природных ресурсов, деградации компонентов окружающей среды, состояния здоровья населения на территории и т.д.

Денежный поток – разность между суммами поступлений и выплат денежных средств за определенный период времени, величинами выгод и ущербов.

Чистая приведенная стоимость (другие названия – чистая текущая стоимость, чистая дисконтированная стоимость, ЧПС, Net Present Value, NPV) – накопленный дисконтированный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период времени или денежная сумма, представляющая собой разность между приведенной стоимостью всех притоков и оттоков денежных средств, связанных с проектом.

Дисконтирование – определение сегодняшнего эквивалента некоторой суммы денег, ожидаемой в определенный момент времени в будущем.

Ставка дисконтирования – ставка процента, по которой производится операция дисконтирования, т.е. расчет дисконтированной стоимости.

1.2. Цели и задачи выполнения эколого-экономической оценки

Цели и задачи выполнения эколого-экономической оценки:

  • эколого-экономическая оценка должна входить в состав проектной документации в соответствии с требованиями законодательства (Практическое пособие к СП 11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. Госстрой России. Москва 1998 г.);
  • данный вид оценки позволяет учесть экологические риски, выраженные в стоимостном выражении в виде экологических ущербов от остаточных воздействий, которые неизбежны при эксплуатации большинства объектов различных отраслей промышленности, а не ограничиваться анализом чисто экономических затрат;
  • наглядное отображение общественной эффективности конкретного проекта намечаемой деятельности на рассматриваемой территории: результаты проведенной оценки свидетельствуют о выгодности либо невыгодности планируемого строительства для общества. Данные результаты могут быть представлены общественности, государственным органам, инвесторам как подтверждение эффективности проекта и социальной ответственности инициатора строительства перед обществом. Таким образом, эколого-экономическая оценка намечаемой деятельности является одним из видов оценки эффективности инвестиционных проектов;
  • по результатам проведенной оценки появляется возможность определить «слабые места» проекта, разработать рекомендации по предотвращению или минимизации воздействий, возникающих при строительстве и эксплуатации объектов намечаемой деятельности на окружающую среду и связанные с этим социальные, экономические и иные последствия для территории, определить и запланировать затраты на реализацию данных мероприятий во времени.

1.3. Методологическая основа

Для целей эколого-экономи-ческой оценки намечаемой деятельности мы используем «Методические рекомендации по осуществлению эколого-экономической оценки эффективности проектов намечаемой хозяйственной деятельности», разработанные и опубликованные в 2004 г. (Методические рекомендации по оценке стоимости земли. Методические рекомендации по осуществлению эколого-экономической оценки эффективности проектов намечаемой хозяйственной деятельности. Сборник. Методические рекомендации по оценке стоимости земли. М.: АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» Торгово-промышленная палата РФ, 2004; журнал «Экологическая экспертиза и ОВОС», 2004 г., № 6; Медведева О.Е. Методические рекомендации по осуществлению эколого-экономической оценки эффективности проектов намечаемой хозяйственной деятельности. – М.: АНО «Экологический юридическо-правовой центр – Экоюрцентр», 2004).

Данные методические указания разработаны:

1) на основании российских нормативных документов:

  • ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. №174-ФЗ;
  • ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ;
  • ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. №39-ФЗ;
  • Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372;
  • Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике №ВК 477 от 21.08.1999 г.

2) с учетом положений методических документов, касающихся процедуры экономического анализа и оценки воздействия на окружающую среду, применяемых и рекомендуемых для применения международными финансовыми и оценочными институтами:

  • Руководство по экономическому анализу и оценке воздействия на окружающую среду в составе операционной политики Всемирного банка в отношении оценки воздействия на окружающую среду (ОР 4.01) и операционной политики в отношении экономической оценки инвестиционных операций (ОР 10.04);
  • положения Международных стандартов оценки – 2001, касающиеся оценки при наличии опасных и токсичных веществ (Международное руководство по оценке №7);
  • положения Европейских стандартов оценки 2000, касающиеся факторов, относящихся к окружающей среде (Методическое руководство 1: специальные факторы, влияющие на стоимость).

Расчет эколого-экономической эффективности по данной методике производится для трёх уровней бюджетной системы – национального, регионального и местного (муниципального) и включает определение выгод и ущербов для окружающей природной среды и общества от реализации намечаемой деятельности на рассматриваемой территории. Оценка выгод и ущербов производится, исходя из рыночных стоимостей изымаемых ресурсов и работ по их воспроизводству, региональных цен на услуги и т.д.

Результаты выполненной по данной методике эколого-экономической оценки наглядно показывают выгодность или невыгодность реализации намечаемой деятельности на выбранной территории, позволяют определить мероприятия по повышению привлекательности рассматриваемого проекта строительства для окружающей среды и местного сообщества в районе строительства. Построение графиков денежных потоков во времени способствует выявлению периодов с наибольшими значениями ущербов и, таким образом, может являться основой для планирования природоохранных мероприятий.

2. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ

Эколого-экономическая оценка разрабатывается на основании проведенной оценки воздействия и включает:

  • определение величин выгод и ущербов от намечаемой деятельности для окружающей природной среды и общества в стоимостном выражении;
  • расчет денежных потоков от реализации намечаемой деятельности во времени;
  • дисконтирование полученных денежных потоков;
  • получение итоговых показателей оценки:
    • эколого-экономическая эффективность (отношение дисконтированных выгод к дисконтированным ущербам);
    • величина чистой приведенной стоимости экологических затрат и выгод намечаемой деятельности;
  • анализ полученных результатов;
  • составление выводов о допустимости реализации намечаемой деятельности;
  • оценка неопределенностей и ограничений при выполнении расчетов и составлении выводов;
  • рекомендации по устранению неопределенностей, повышению эколого-экономической эффективности рассматриваемого проекта намечаемой деятельности.

3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

3.1. Подготовительные работы

  • анализ потенциальных воздействий проекта на окружающую среду и социально-экономические условия проживания населения на рассматриваемой территории на основании качественных и количественных оценок соответствующих специалистов и экспертов (данные оценки могут быть представлены в материалах ОВОС);
  • составление перечня значимых и возможных для экономического определения выгод и ущербов от реализации проекта намечаемой деятельности на данной территории.
  • сбор данных для определения величин выгод и ущербов:
    • данные проекта (данные по количеству выбросов, сбросов, отходов, площадям изымаемых земель, предполагаемому количеству рабочих мест и уровню заработной платы и т.д.);
    • статистические данные, данные официальных сайтов министерств и ведомств, рыночные цены, данные по запросам в соответствующие государственные органы, организации и т.д.;
    • опрос местного населения о сложившихся на территории рыночных ценах.
  • 3.2. Разработка документации

    • Определение рассматриваемого периода и ставки дисконтирования для данного вида проекта (принимается по аналогии с подобными проектами).
    • Расчет величин выгод и ущербов для различных уровней бюджетной системы (национальный, региональный, местный).
    • Расчет денежных потоков по годам реализации проекта для различных уровней бюджетной системы.
    • Дисконтирование выгод, ущербов, денежных потоков.
    • Построение графиков денежных потоков для различных уровней бюджетной системы.
    • Расчет итоговых величин: эколого-экономической эффективности, величины чистой приведенной стоимости рассматриваемого проекта намечаемой деятельности с точки зрения экологических и социальных последствий.
    • Анализ полученных результатов и составление выводов о выгодности либо невыгодности реализации проекта намечаемой деятельности с точки зрения его эколого-экономической эффективности и допустимости экологических и социальных последствий.
    • Выявление неопределенностей и ограничений при проведении эколого-экономической оценки.
    • Разработка рекомендаций по устранению неопределенностей и, в случае необходимости, повышению экологической безопасности и социальной привлекательности проекта.

    3.3. Срок выполнения эколого-экономической оценки

    Эколого-экономическая оценка проводится после идентификации всех воздействий по компонентам окружающей среды специалистами, компетентными в соответствующих областях.

    Срок выполнения оценки зависит от следующих факторов:

    • степени и видов воздействия предприятия на компоненты окружающей среды и социально-экономическую ситуацию в районе присутствия предприятия;
    • наличия количественных характеристик воздействий по результатам оценки воздействия;
    • наличия и доступности данных для расчетов выгод и ущербов;
    • сроков и полноты предоставления данных по запросам в сторонние организации и государственные органы, а также исходных данных от заказчика;
    • наличия аналогов для определения срока и ставки дисконтирования.

    Срок выполнения эколого-экономической оценки может составлять 1-1,5 месяца.

    4. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ

    В данном разделе представлен типовой перечень исходных данных, необходимых для выполнения эколого-экономической оценки. Перечень исходных данных составляется после выполнения оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

    Исходные данные для расчетов могут быть получены:

    • от заказчика – сведения о проекте:
      • стоимость строительства (объем капитальных вложений);
      • потребность в ресурсах (объем забираемых вод из подземных и поверхностных источников, площадь изымаемых/нарушаемых земель и т.д.);
      • ставки арендной платы;
      • размер заработной платы работников планируемого предприятия;
      • сведения о планируемых размерах налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог и т.д.)
      • стоимость планируемых к реализации сопутствующих благотворительных программ;
      • размер планируемых к выплате компенсаций и т.д.
    • от специалистов-экспертов, выполняющих оценку воздействия, – сведения о воздействиях намечаемой деятельности:
      • номенклатура и количество выбросов, сбросов, отходов;
      • прогнозируемый размер площадей деградируемых и/или загрязняемых земель и степени деградации/загрязнения в результате строительства/эксплуатации предприятия;
      • ареалы прогнозируемой деградации растительности и среды обитания объектов животного мира в районе планируемого строительства;
      • результаты количественной оценки рисков здоровью населения (прирост заболеваемости и смертности);
      • количество переселяемых жителей и т.д.
    • от организаций и государственных органов – сведения по рыночным ценам на товары и услуги, данные из фондовых материалов:
      • стоимость ресурсов, изымаемых или утрачиваемых в результате строительства (стоимость древесины, дикоросов, сельскохозяйственной продукции);
      • запас и видовой состав леса на изымаемых/нарушаемых землях;
      • численность и видовой состав животных в районе строительства;
      • рыночная стоимость жилья и земельных участков в районе планируемого строительства;
      • сведения о номенклатуре сельскохозяйственной продукции, выращиваемой в районе планируемого строительства, севообороте и урожайности продукции и т.д.
    • данные, полученные в результате поиска информации разработчиком из источников открытого доступа (литература, материалы местных и региональных СМИ, опрос местного населения) – данные по рыночным ценам на товары, услуги и т.д.

    5. ОБЯЗАННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

    Обязанность включать эколого-экономическую оценку в состав проектной документации регламентирована требованиями норма-тивно-методической документации к разработке разделов ОВОС (Практическое пособие к СП 11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. Госстрой России. Москва 1998 г.).

    В целях соблюдения требований законодательства РФ и в условиях отсутствия единой методологической базы выполнение эколого-экономической оценки намечаемой деятельности в составе ОВОС может производиться разными способами:

    • формально, посредством использования устаревших и/или неадекватных методик (таких, как «Методика определения предотвращенного экологического ущерба», утв. Госкомитетом РФ по охране окружающей среды 30 ноября 1999 г.)
    • комплексно, посредством оценки всех возможных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду (включая социальные условия жизни населения) в «понятном» для предприятия стоимостном выражении, согласно представленной выше методологии.

    Оценка эколого-экономической эффективности проектов может также выполняться отдельно по инициативе инвестора, заказчика или при проведении общественной экологической экспертизы, поскольку позволяет продемонстрировать готовность инициатора намечаемой деятельности к соблюдению принципов экологической и социальной ответственности, что положительно отразится на имидже предприятия, а также получить дополнительный инструмент для своевременного планирования средозащитных и компенсационных мер.

    В связи с тем, что вышеприведенная методика основывается в том числе на международной нормативной документации, подразумевает комплексную оценку и учет изменений социальных условий, возможно использование данного вида эколого-экономической оценки в составе материалов оценки воздействия на окружающую среду, выполненных в соответствии с международными требованиями (Environmental Impact Assessment (EIA)).

     
    ПОИСК ПО САЙТУ
    © 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
    Контакты ИнЭкА:
    +7 3843 720575
    720579
    720580
    ineca@ineca.ru
    создание сайтов