Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№ 4 (135) > ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Проблемы рационального использования водных ресурсов

Водное законодательство за последние годы претерпело немалые изменения. Можно отметить большую «юридичность» нового Водного кодекса по сравнению с предыдущим (где было немало деклараций), сосредоточение нового акта на наиболее общих узловых аспектах водопользования и особенностях охраны некоторых видов водных объектов. Документ предусматривает, чего не было раньше, основные принципы водного законодательства, становящиеся базой регулирования и осуществления водных отношений, рассмотрения споров по поводу них. Сейчас закон проходит проверку временем и правоприменительной практикой. Также произошли изменения и в части нормирования сбросов сточных вод. На вопросы специалиста – эксперта ООО «ИнЭкА-консалтинг» по оценке состояния водных ресурсов Губерт Галины Николаевны отвечает заместитель руководителя Верхне-Обского территориального управления Росрыболовства Андрей Анатольевич Гавриленко.

- Новые законы – новый подход к проблеме охраны сохранения водных биологических ресурсов?

- Приоритет природоохранной политики государства - улучшение состояния и качества окружающей природной среды. Применение новых норм водного законодательства в рамках природоохранной политики направлено на улучшение состояния объектов рыбохозяйственного значения, методов охраны и воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания, регулирования рыболовства и, безусловно, даст положительный результат.

- Усовершенствовалась ли в настоящее время, с вашей точки зрения, процедура оформления документов на право пользования водным объектом рыбохозяйственного значения?

- Участие Верхне-Обского территориального управления Росрыболовства в процедуре оформления документов на право пользования водным объектом рыбохозяйственного значения в соответствии с законодательством РФ, как и ранее, ограничивается внесением предложений в условия использования водного объекта в части его охраны как среды обитания водных биоресурсов и согласованием условий использования водного объекта. Предоставление же любого водного объекта в пользование не входит в полномочия Верхне-Обского территориального управления Росрыболовства, соответственно, судить об усовершенствовании процедуры оформления документов на получение права пользования водным объектом считаю некорректным.

- Промышленные предприятия, которые обязаны разрабатывать нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов в водные объекты, в настоящий момент сталкиваются с рядом сложностей. Не могли бы вы прокомментировать эти проблемы?

- Промышленные предприятия, которые обязаны в соответствии с законодательством РФ разрабатывать и согласовывать нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, как и ранее, в настоящий момент действительно сталкиваются с рядом проблем, чаще всего возникающих не по вине согласующего органа. К примеру, многие из хозяйствующих субъектов не уделяют должного внимания не только соответствию представляемых материалов требованиям действующего законодательства РФ, но и грамотности оформления документов, которые в связи с этим часто направляются на доработку. Кроме того, участились случаи, когда пользователи водным объектом предоставляют на согласование нормативы допустимых сбросов, расчет которых произведен с учетом требований для воды водных объектов культурно – бытового использования, а сброс сточных вод тем временем осуществляется в водный объект рыбохозяйственного значения (нередко высшей рыбохозяйственной категории), что противоречит требованиям действующего законодательства РФ. Процедуру согласования затрудняет также то, что практически все предприятия, представляющие на согласование нормативы допустимых сбросов, осуществляют сброс сточных вод, качество которых не соответствует требованиям, предъявляемым к составу и свойствам воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение, вследствие чего ухудшается среда обитания водных биоресурсов. Несмотря на это, специалисты Управления всегда готовы разъяснить природопользователям допущенные ими недочеты и оказать посильную помощь в решении возникших в процессе согласования проблем.

- Если водоток в принципе не может иметь участков других категорий водопользования, кроме рыбохозяйственной, не считаете ли вы, что теряет смысл разработка нормативов качества воды водных объектов других категорий, в частности, культурно-бытового использования?

- Действительно, подавляющее большинство водоемов на территории РФ имеют статус водоемов рыбохозяйственного значения, но разработка нормативов качества воды водных объектов для других категорий (в частности, для культурно – бытового использования) не теряет смысла, так как все же существуют водные объекты, не попадающие под определение категорий рыбохозяйственных водоемов, ихтиофауна в которых отсутствует по различным природным или антропогенным причинам (например, бессточные водоемы, длительное время использующиеся как приемники сточных вод).

В соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ст. 17., к водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства.
Гигиеническими требованиями к охране поверхностных вод, СанПиН 2.1.5.980-00, ст.5., определены участки водных объектов второй категории, в том числе используемые для рекреационного водопользования, а также находящиеся в черте населённых мест, для которых установлены соответствующие гигиенические нормативы.
Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (утв. приказом МПР РФ от 17 декабря 2007 г. N 333) также предполагается существование различных участков водного объекта: (пунктами 4, 5) регламентируется сброс сточных вод, влияющих на состояние водных объектов не только рыбохозяйственного значения, но и используемых для питьевых и хозяйственно-бытовых целей.
В соответствии с п. 6 «Методики...», в случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд для состава и свойств его вод принимаются наиболее жесткие нормы качества воды из числа установленных.
При согласовании проектов НДС, Федеральным агентством по рыболовству совмещается одновременное использование водного объекта на всех участках водного объекта и получается, что водотоки на всём их протяжении не имеют участков других видов водопользования, кроме рыбохозяйственного значения.
В такой ситуации вид рыбохозяйственного использования устанавливается в том числе к участкам водотоков рекреационного водопользования и участкам водотоков в черте населённых мест.

- В случае превышения фактического сброса сточных вод над нормативным (НДС), Федеральное агентство по рыболовству выставляет условие предприятию – провести расчёт ущерба, наносимого водным биоресурсам, с последующей его компенсацией. Не является ли выполнение этого условия повторной платой за сброс, с учётом того, что в случае превышения фактического сброса над нормативным (НДС) ставка платы за сброс сточных вод в водный объект увеличивается в несколько раз (5 и 25)?

- Ответ на этот вопрос – однозначный: не является. Плата за сброс является частью платежей за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия. В данном случае плата за воду как за природный ресурс взимается за право пользования водным объектом в части сброса сточных вод в пределах установленных лимитов, а также за сверхлимитное и нерациональное использование, и направляется в федеральный бюджет. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением, в соответствии с Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды».

Верхне-Обское территориальное управление Росрыболовства контролирует использование водных объектов рыбохозяйственного значения не просто как природный ресурс, используемый для хозяйственных и других нужд, а как среду обитания водных биоресурсов. Соответственно компенсация ущерба водным биоресурсам и среде их обитания ни в коем случае не является повторной платой за сброс сточных вод, т.е. за право пользования водным объектом, а компенсационные средства должны направляться непосредственно на воспроизводство водных биоресурсов и восстановление водного объекта как среды обитания водных биоресурсов.

- Представители предприятий с разных городов, например, Кемеровской области, которым необходимо согласовывать НДС, вынуждены сначала отправлять документы в г. Кемерово для получения заключения Кемеровского филиала Верхне-Обского бассейнового управления по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов Федерального агентства по рыболовству, а потом еще отправлять документы для последующего утверждения в г. Новосибирск, в Верхне-Обское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.

Предоставление пакета документов «в два окна», в два разных города значительно удлиняет сроки согласования проекта НДС и увеличивает стоимость его разработки. Планируется ли организация процедуры согласования и утверждения проектов НДС методом «в одно окно» в каком-либо одном городе?

- По этому вопросу считаю необходимым пояснить следующее: Федеральное государственное учреждение Верхне-Обское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов (ФГУ «Верхнеобьрыбвод»), согласно Уставу указанного учреждения, наделено функциями предоставления пользователям информационно-консультационных услуг по подготовке материалов по оценке воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания при размещении и эксплуатации хозяйственных объектов, а также внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биоресурсов и среду их обитания, а также по подготовке характеристик водных объектов.

Верхне-Обское территориальное управление Росрыболовства определяет категории водных объектов на основании представленных характеристик и согласовывает нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, учитывая рекомендации, указанные в документах по оценке воздействия, подготовленных специалистами ФГУ. Таким образом, функции этих двух организаций Росрыболовства различны.

В настоящее время хозяйствующие субъекты Кемеровской области могут получить согласование нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (как и других материалов) в Кемеровском отделе государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхне-Обского территориального управления Росрыболовства. Кроме того, порядок и сроки согласования регламентированы ст. 50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», постановлениями Правительства РФ № 469 от 23 июля 2007 г. «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» и № 569 от 28 июля 2008 г. «Об утверждении правил согласования хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биоресурсов и среду их обитания».

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов