Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№5 (136) > ЭКОКОНСАЛТИНГ

Технологические регламенты на разработку экологической документации

Представляем нашим читателям Регламент подготовки Плана управления экологическими и социальными вопросами (Environmental and Social Management Plan). который разработан ООО «ИнЭкА-консалтинг» в целях обобщения накопленного опыта и стандартизации работ, а также для более полного информирования заказчиков ООО «ИнЭкА-консалтинг» о содержании и порядке выполнения работ. С регламентами выполнения других работ можно ознакомиться на сайте ИнЭкА www.ineca.ru.

Требования по разработке Плана управления экологическими и социальными вопросами (ПУЭСВ) в российском законодательстве в настоящее время отсутствуют. Однако, разработка и применение такого Плана является хорошим координирующим инструментом и

своеобразным «путеводителем» для менеджеров промышленных компаний/предприятий, отвечающих за управление экологическими и социальными вопросами.

Прямая необходимость в разработке ПУЭСВ возникает у компаний/предприятий, заинтересованных в продвижении своей продукции на мировом рынке, при внедрении систем экологического менеджмента (ISO-14000) и особенно при получении кредитов крупных международных банков и инвестиционных фондов, когда предприятиям нужно подтвердить свое соответствие международным принципам экологической и социальной ответственности.

Контакт:

ООО «ИнЭкА-консалтинг», г. Новокузнецк.

Отдел экологического консалтинга, Белозёрова Светлана Сергеевна, специалист 1-й категории, руководитель проектов. Тел/факс(3843)72-05-79; 72-05-75. E-mail: ineca@ineca.ru. Сайт: www.ineca.ru

РЕГЛАМЕНТ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

План управления экологическими и социальными вопросами (Environmental and Social Management Plan)

1. ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ ВОПРОСАМИ

Требования к разработке ПУЭСВ сформулированы в таких международных документах, как серии международных стандартов ISO 14000:2004 в области экологического менеджмента, «Политика и Стандарты деятельности по социальной и экологической устойчивости» Мировой финансовой корпорации (МФК), принятые в 2006 году, «Принципы экватора», сформулированные международными финансовыми учреждениями еще в 2002 г.

Одним из общих требований является соблюдение компаниями/ предприятиями обязательств по снижению экологических и социальных

рисков. С этой целью разрабатывается План управления экологическими и социальными вопросами (ПУ-ЭСВ) или Environmental and Social Management Plan (ESMP), который, с одной стороны, подтверждает соответствие предприятия международным требованиям, а с другой — является «путеводителем» для эффективной реализации на предприятии системы управления экологическими и социальными аспектами. В развитых странах на протяжении последних лет разработка и реализация ПУЭСВ является неотъемлемой составляющей системы экологического менеджмента предприятий.

Таким образом, формализация ПУЭСВ в отдельный документ необходима в следующих случаях:

  • получение кредитов от международных банков;
  • продвижение продукции на мировом рынке и улучшение имиджа предприятия за счет подтверждения соответствие его деятельности международным требованиям.

В случае получения кредита при принятии банком решения о кредитовании ПУЭСВ рассматривается в составе документации, представляемой предприятием-заёмщиком. При положительном решении и выдаче кредита банк также требует отчетности по выполнению данного плана на весь период кредитования.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ ВОПРОСАМИ

План управления экологическими и социальными вопросами разрабатывается в соответствии с Операционным Руководством Всемирного Банка (OP 4.01 Annex C, Environmental Management Plan, 1999) и Политикой, и Стандартами деятельности по социальной и экологической устойчивости Международной Финансовой Корпорации (Performance Standards on Social and Environmental Sustainability, April 30, 2006).

ПУЭСВ включает мероприятия, направленные на ликвидацию возможных неблагоприятных экологических и социальных последствий, их нейтрализацию или сокращение до приемлемого уровня. Разработка данных мероприятий и оценка их достаточности производятся на основании оценки значимости воздействий предприятия на окружающую среду и местное сообщество с позиции международных стандартов.

В ПУЭСВ при разработке мероприятий по снижению неблагоприятных воздействий наряду с международными учитываются также и российские требования природоохранного законодательства, приводится их сравнение. В части управления социальными вопросами План должен содержать программы, реализация которых обеспечивает взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, информирование общественности, программы повышения качества жизни местного сообщества.

В соответствии с международными требованиями ПУЭСВ должен охватывать весь жизненный цикл предприятия: от стадии строительства до ликвидации, и, по сути, действительно является долгосрочным «путеводителем» при реализации принципов экологической и социальной ответственности. При этом четкость функционирования Плана обеспечивается за счет планирования экономических затрат и распределения ответственности как за выполнение мероприятий, так и за контроль их выполнения. Все мероприятия должны быть реальными и иметь измеримые показатели для оценки их эффективности. Это требование является не только обязательным условием при согласовании ПУЭСВ с инвестирующим банком, но и послужит основой для

составления отчетности по реализации мероприятий Плана, ежегодно запрашиваемой международными банками в случае предоставления кредита.

3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

3.1. Подготовительные работы:

  • оценка существующих обязательств предприятия в области охраны окружающей среды и социальной ответственности (экологическая и социальная политики);
  • анализ имеющейся проектной и технической документации на предприятии (проекты ОВОС, ООС, ПОС и т.д.), внутренних регламентов и стандартов, касающихся вопросов охраны окружающей среды и социальной ответственности;
  • анализ планов и программ экологической и социальной направленности, реализуемых или планируемых к реализации предприятием;
  • анализ и оценка существующей экологической и социальной ситуации в районе присутствия предприятия.

3.2. Разработка документации:

  • идентификация экологических и социальных аспектов жизненного цикла предприятия;
  • оценка значимости выявленных экологических и социальных аспектов;
  • оценка достаточности имеющихся на предприятии реализуемых и планируемых мероприятий по снижению/предотвращению негативного воздействия;
  • разработка дополнительных технических и организационных мероприятий по снижению/предотвращению негативного воздействия, выполнению имеющихся обязательств и подтверждению соответствия деятельности предприятия международным требованиям в области экологической и социальной ответственности;
  • составление единого перечня мероприятий с распределением ответственности за реализацию и мониторинг эффективности исполнения мероприятий, указанием целей, сроков, статуса выполнения и затрат на реализацию данных мероприятий.

3.3. Согласование плана

  • согласование Плана с Заказчиком,
  • согласование Плана с кредитующим банком (в случае, когда ПУЭСВ разрабатывается для получения кредита), при наличии замечаний к Плану — устранение замечаний в части своей компетенции и доработка проекта без дополнительной оплаты.

3.4. Срок разработки и согласования плана

Срок разработки Плана зависит от следующих факторов:

  • степени воздействия предприятия на компоненты окружающей среды и социально-экономическую ситуацию в районе присутствия предприятия;
  • наличия данных о проведенной оценке существующей ситуации на рассматриваемой территории и оценке воздействия предприятия на окружающую среду;
  • наличия документации, регламентирующей выполнение реализуемых и планируемых мероприятий по снижению воздействия предприятия;
  • степени достаточности разработанных на предприятии мероприятий по снижению/предотвращению негативного воздействия на окружающую среду;
  • рационального и регламентированного распределения ответственности на предприятии;
  • наличия внедренных систем экологического менеджмента или интегрированных систем менеджмента.

Срок разработки Плана может составлять от 1,5 до 4 месяцев, согласование с банком — 1-2 месяца.

4. ПЕРЕЧЕНЬ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ

В данном разделе представлен типовой перечень исходных данных, необходимых для разработки Плана. Перечень исходных данных включается в виде приложения к техническому заданию на разработку Плана. Ответственность за предоставление исходных данных возлагается на Заказчика, если другое не предусмотрено договором. При необходимости руководитель проекта (ответственный исполнитель) консультирует Заказчика по подготовке исходных данных.

4.1. Общие сведения о предприятии:

  • Полное наименование предприятия.
  • Основная деятельность предприятия.
  • История образования предприятия.
  • Ситуационная карта-схема (М 1:25000) района размещения объектов предприятия в радиусе до 5 км.
  • Карта-схема производственной площадки предприятия с указанием производственных объектов предприятия.
  • Организационная структура предприятия, утвержденная руководством предприятия.
  • Производственные мощности предприятия на существующее положение и на перспективу.
  • Краткая характеристика производственных процессов, являющихся источниками негативного воздействия на окружающую среду.
  • Сведения о намечаемых реконструкциях объектов, вводе/ликвидации объектов.

4.2. Документация, касающаяся вопросов управления экологическими и социальными аспектами:

  • Материалы инженерно-экологических изысканий.
  • Материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
  • Рабочие проекты строительства предприятия, модернизации/реконструкции, ликвидации производственных объектов предприятия (утверждаемая часть проекта).
  • Проекты нормативов воздействия предприятия на окружаю щую среду (проекты нормативов ПДВ, ПНООЛР, НДС).
  • Проект организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ).
  • Проекты рекультивации нарушенных земель.
  • Проекты на объекты размещения/ захоронения отходов (полигоны, отвалы, шламохранилища и т.д.).
  • Проекты на гидротехнические сооружения (ГТС).
  • Проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения
  • Заключения государственных органов (Ростехнадзор, Роспотреб-надзор, МЧС и т.д.) на проекты.
  • Материалы учета замечаний заинтересованных сторон (государственные и контролирующие органы, население и организации в районе присутствия предприятия, поставщики и потребители и т.д.) к деятельности предприятия в части воздействия предприятия на окружающую сред и социально-экономическую ситуацию.
  • Разрешительная документация:
    • разрешительная документация на проведения строительных работ, технические условия.
    • правоустанавливающие документы на недвижимость (свидетельства о госрегистрации, договора аренды);
    • лицензии (на основной вид деятельности, на обращение с опасными отходами);
    • лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов (ОПО), свидетельство о регистрации в реестре ОПО;
    • разрешения на выбросы, сбросы, лимиты на размещение отходов.
  • Сведения о службе охраны окружающей среды на предприятии.
  • Сведения о службе взаимодействия предприятия с заинтересованными сторонами по вопросам социальной и экологической направленности.
  • Сведения об организации экологического мониторинга и производственного контроля.
  • Программы мониторинга окружающей среды (в т.ч. в местах размещения отходов), план-графики производственного экоаналитического контроля. Результаты мониторинга и производственного контроля за предыдущие годы (3-5 лет).
  • Планы/программы природоохранных мероприятий (текущие, среднесрочные, долгосрочные), с указанием целей, сроков их выполнения, затрат и распределения ответственности.
  • Отчеты по выполнению планов и программ природоохранных мероприятий.
  • Договора:
    • на водоснабжение и водоотве-дение;
    • на вывоз и размещение отходов (с приложением лицензий на обращение с опасными отходами предприятий, принимающих отходы и предоставляющих услуги по транспортировке отходов);
    • на проведение инструментальных замеров аккредитованными лабораториями (с приложением аттестатов аккредитации и области аккредитации).
  • Паспорта установок по очистке воздуха, сточных вод, обезвреживанию/утилизации отходов.
  • Инструкции, регламенты по обращению с отходами на предприятии.
  • Планы ликвидации аварий (ПЛА).
  • Декларации безопасности ГТС, программы мониторинга безопасности ГТС, результаты мониторинга за предыдущие годы.
  • Регламенты (инструкции, стандарты предприятия и т.д.) по пожарной безопасности.
  • Регламенты (инструкции, стандарты предприятия и т.д.) по охране труда и здоровью персонала.
  • Планы предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.
  • Сведения о реализуемых предприятием благотворительных программах, программах по сохранению биоразнообразия и т.д. в районе его присутствия.

5. ОБЯЗАННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

План управления экологическими и социальными вопросами, по сути, является добровольной инициативой со стороны предприятия, его отсутствие не свидетельствует о нарушении законодательства РФ и каких-либо штрафных санкций не влечет, однако негативно влияет на решение международных банков о выдаче кредита и на продвижение продукции предприятия на мировом рынке.

5.1. Условия пересмотра плана

План управления экологическим и социальными вопросами является «живым» документом, «путеводителем» для эффективной реализации на предприятии системы управления экологическими и социальными рисками. Таким образом, он должен постоянно пересматриваться на предприятии, должны отслеживаться показатели выполнения мероприятий Плана, оцениваться эффективность мероприятий по достижению поставленных целей и т.д.

5.2. Отчетность по плану

Кредитующий банк требует от предприятия-заёмщика предоставления отчетности по выполнению Плана управления экологическими и социальными вопросами на протяжении всего срока кредитования. При утверждении Плана периодичность предоставления отчетности согласовывается банком и предприятием, но должна быть не реже ежегодной.

Настоящий регламент разработан ООО «ИнЭкА-консалтинг» и является интеллектуальной собственностью организации.
Регламент разработан в целях обобщения накопленного опыта и стандартизации работ ООО «ИнЭкА-консалтинг» , а также для более полного информирования заказчиков ООО «ИнЭкА-консалтинг» о содержании и порядке выполнения работ.
При любом использовании данного документа другими сторонами, ссылка на ООО «ИнЭкА-консалтинг» обязательна.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов