Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№6 (137) > ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Совершенствование системы экологического нормирования

ПЕРФИЛЬЕВА Е.В., ГУБЕРТ Г.Н.,

ИнЭкА, г.Новокузнецк, http://www.ineca.ru/

При выполнении оценки состояния водных объектов как при характеристике современного состояния, так и в прогнозной оценке используются результаты расчетов балансов загрязняющих веществ и микроорганизмов, поступающих в водные объекты со сточными водами, или иным способом в результате хозяйственной деятельности как на территории рассматриваемого речного бассейна, так и извне.

При оценке фактического и прогнозного состояния водного объекта учитываются расчеты нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Совершенствование нормирования и экономического стимулирования в области охраны водных объектов должно основываться на поэтапном переходе промышленных предприятий к наилучшим доступным технологиям (НДТ), что обеспечит поэтапное достижение нормативов качества и состояния воды водных объектов.

Системой экологического нормирования осуществляется регламентация антропогенных воздействий различных отраслей экономики на экосистемы и её совершенствование может быть связано с использованием опыта развитых стран (США, Японии, ФРГ и пр.).

В системе экологического нормирования стран устойчивой экономики имеется целый ряд перспективных подходов, таких, как: переход на НДТ; меньшее число контролируемых веществ и менее жесткие нормативы, чем в России, но обязательные к исполнению и строго контролируемые.

Водным законодательством РФ оговаривается необходимость стимулирования предприятий, использующих НДТ очистки сточных вод, однако «Методика разработки и установления допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты» основана только на целевом использовании водного объекта.

Нормативы допустимых сбросов должны обеспечить реализацию экологической стратегии, регулировать контроль в области охраны водных объектов и быть основаны на системе, включающей хорошо организованную структуру природоохранных служб хозяйствующих субъектов, а также соблюдение приоритета охраны водных объектов перед их использованием.

Использование водных объектов вне зависимости от их видов и разновидностей должно быть подчинено экологическим интересам.

Существующая система расчёта и установления нормативов допустимого воздействия на водные объекты направлена на ужесточение требований к качеству и состоянию сточных вод, при этом имеет место установление нормативов сброса не только не достигаемых традиционными методами очистки сточных вод, но и находящимися за пределами их определения применяемыми методами химического анализа. Для некоторых веществ, особенно тяжелых металлов, российские стандарты для рыбохозяйственных водоемов одни из самых жестких и просто невыполнимы. На протяжении многих лет промышленные предприятия работают с разрешениями, основанными на временных НДС (ВСС). Их утверждение было не чем иным, как компромиссом между требованиями законодательства и возможностями предприятия.

В настоящее время имеет место разночтение отдельных пунктов «Методики разработки нормативов» согласующими органами, в части, установления расчётных условий и оформления проекта НДС, которое ведёт к неоправданному затягиванию сроков согласования проектов НДС, не влияющих на качество и состояние воды водных объектов, например:

  • условия установления показателей фактического сброса (средние, максимальные);
  • длительности рассматриваемого периода сброса (1 год или 5 лет);
  • оформлению бланков установленной формы и других, выявленных при согласовании разрешительной документации.
СПРАВКА
Выписка из регламента работы бассейнового совета
  1. Бассейновый совет Верхнеобского бассейнового округа (далее – бассейновый совет) осуществляет разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов, расположенных в границах Верхнеобского бассейнового округа, и создан в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации в целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов.
  2. Бассейновый совет осуществляет разработку рекомендаций по:
    • порядку установления и определения целевых показателей качества воды в водных объектах;
    • формированию перечня водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов;
    • определению лимитов забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и лимитов сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов и подбассейнов с учетом различных условий водности;
    • определению квот забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов и подбассейнов в отношении каждого субъекта Российской Федерации;
    • обеспечению безопасной эксплуатации водохозяйственных систем;
    • определению основных целевых показателей уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, а также по формированию перечня мероприятий, направленных на достижение этих показателей;
    • финансированию намеченных мероприятий за счет различных источников и формированию механизмов привлечения внебюджетных средств для осуществления водохозяйственных мероприятий.
    • осуществлению других мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану водных объектов.
  3. Рекомендации бассейнового совета учитываются при разработке схемы комплексного использования и охраны водных объектов.
  4. Бассейновый совет создается решением Федерального агентства водных ресурсов на пять лет в составе председателя бассейнового совета, двух его заместителей и членов бассейнового совета, которые осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.
  5. Количественный и персональный состав бассейнового совета формируется и утверждается Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с пунктами 5, 6 Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 727 «О порядке создания и деятельности бассейновых советов».

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте Верхне-Обского бассейнового водного управления http://www.vobvunsk.ru в разделе «Советы/Бассейновые советы».

Составной частью совершенствования работы Верхне-Обского бассейнового управления в области охраны водных объектов должна стать концентрация усилий по тем направлениям, которые являются приоритетными с точки зрения обеспечения экологической безопасности, в том числе привлечение научного потенциала производственных отраслей для формирования справочников по НДТ. С этой целью рекомендуется использовать опыт международного проекта ««Гармонизация экологических стандартов» http://www.ippc-russia.org. Цель проекта: разработка рекомендаций по внедрению в Российской Федерации системы комплексных экологических разрешений и контроля для промышленных предприятий, гармонизированной с европейскими нормами, основанной на принципах наилучших доступных технических методов (НДТМ) и адаптированной в соответствии с Директивой 96/61/EК по комплексному предотвращению загрязнений и экологическому контролю. Применение рекомендаций данного проекта будет способствовать более эффективному исполнению Закона Российской Федерации «О техническом регулировании».

В пределах бассейнового округа необходим единый подход к установлению природоохранных нормативов, нормативных документов в области охраны окружающей среды, регулирования вопросов разработки, рассмотрения, согласования и утверждения нормативов допустимых сбросов.

В связи с изложенным считаем целесообразным разработать для водопользователей Верхнеобского бассейнового округа «Порядок разработки и установления нормативов допустимого сброса», устанавливающий условия расчёта и установления нормативов:

  • расчётные условия установления НДС;
  • принцип и порядок определения вида водопользования водным объектом, целевых показателей качества воды в водных объектах;
  • полномочия ведомств, вопросы межведомственного сотрудничества и координации действий в соответствии с их специализацией в области нормирования при согласовании НДС.

«Порядок разработки НДС» должен отразить основные положения и взаимосвязи системы нормативов сброса на водные объекты при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которые позволят при распределении между субъектами квот сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты учесть:

  • реальный технологический уровень производства;
  • ресурсно-финансовый потенциал отечественной промышленности;
  • природно-климатические и ландшафтные условия;
  • дифференциацию территорий по уровням антропогенного воздействия на окружающую среду;
  • природно-восстановитель-ный потенциал;
  • удельную плотность населения;
  • уровень загрязнения водных объектов за предшествующий период в результате хозяйственной деятельности.

Для разработки рекомендаций по снижению административных барьеров при оформлении разрешительной природоохранной документации возможно использовать предложения и опыт Томской области (контактное лицо: Адам Александр Мартынович, начальник департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, тел. (3822) 56-56-61).

Кроме того, имеется необходимость разработки следующих документов:

  • порядок проведения наблюдений за состоянием водного объекта в местах водопользования, в том числе за качеством воды в контрольных створах выше и ниже сброса сточных вод;
  • состав водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов.

В рамках государственного экологического контроля за состоянием водных объектов следует рассмотреть возможность сокращения перечня контролирующих веществ, что позволит сконцентрировать усилия на контроле за основными загрязняющими веществами, существенно ухудшающими качество воды водных объектов в конкретном регионе.

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов