Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№6 (137) > УПРАВЛЕНИЕ В ЭКОЛОГИИ

Совершенствование системы управления в сфере охраны окружающей среды

А.М. Адам,

департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области

Россия обладает огромным природно-ресурсным потенциалом, что позволяет развивать базовые отрасли экономики. Однако, частные интересы энергоемкой и ресурсоемкой промышленности все больше входят в противоречие с государственными интересами по обеспечению экологической безопасности населения страны.

Совмещение планов частного капитала и общества возможно только на основе действующего и эффективного механизма правового регулирования, позволяющего максимально разумно решать конфликтные ситуации в сфере пересечения разных интересов. Строго регламентируемая и последовательная правовая политика может обеспечивать потребности общества как в экономическом росте, так и в рациональном использовании природных ресурсов и улучшении качества жизни людей.

Сложное и разрозненное природоохранное законодательство РФ трудно отслеживать, а самое главное – применять в комплексе. Также сам факт существования множества природоохранных структур создает ситуацию, когда каждый орган отвечает за свои отдельные полномочия и объекты, и никто не несет ответственности за состояние природы в целом. В итоге ситуация такова, что «спросить не с кого». Современное распределение функций в сфере охраны окружающей среды и природопользования представлено в таблице 1.

Проведенный анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды показал, что действующая процедура нормирования, государственного контроля и администрирования платежей требует участия органа исполнительной власти субъекта Федерации и 3-х федеральных структур – Ростехнадзора, Росприроднадзора и ФАВРа (таблица 2). В результате складывается парадоксальная ситуация – ответственность за состояние окружающей среды и экологическую безопасность территории возложена на субъект Федерации, а решения о масштабах воздействия на окружающую среду принимают федеральные структуры.

В этой связи нам представляется целесообразным передать осуществление федеральных полномочий по нормированию на уровень органов власти субъектов РФ в отношении всех объектов, расположенных на территории субъекта, в том числе подлежащих федеральному контролю. За субъектами Федерации следует также закрепить права по выдаче разрешительных документов и администрированию платежей в отношении всех объектов. Таким образом, субъект Федерации будет исполнять полномочия в отношении государственного экологического контроля, выдачи разрешительных документов и администрирование платежей для всех объектов, расположенных на его территории. Это даст субъекту Федерации целый спектр инструментов реального управления ситуацией на своей территории и позволит в полной мере нести ответственность за состояние окружающей среды (схема 3).

У субъекта Федерации появится возможность оказать существенную помощь предприятиям в достижении высокой экологической безопасности:

  1. Концентрация полномочий по нормированию в отношении воды, воздуха и отходов «в одних руках» позволит субъекту Федерации организовать одновременную выдачу пакета разрешений (принцип одного окна), что приведет к сокращению временных и финансовых затрат предприятий на оформление разрешительной документации.
  2. Сокращение временных и финансовых затрат предприятий на предоставление отчетности, расчет платежей.
  3. Субъект Федерации как государственная структура, несущая ответственность за качество окружающей среды на своей территории, сможет устанавливать приоритетность выполнения природоохранных мероприятий в отношении обращения с отходами, выбросами в атмосферный воздух, сбросами в водные объекты. У предприятий появится возможность концентрировать финансовые ресурсы на решении приоритетных экологических проблем, что позволит технологически приблизиться к достижению НДТ.

Субъект Федерации, исполняя полномочия по нормированию, государственному экологическому контролю и администрированию платежей, получит возможность совершенствования системы государственного управления в области охраны окружающей среды:

  1. Ведение единой базы данных разрешительной документации.
  2. Обеспечение «открытости» экологической информации для населения. Свободный доступ к информации по нормированию и результатам контроля предприятий через интернет-ресурсы позволит снизить социальную напряженность и поднять престиж экологических служб среди населения.
  3. Сосредоточение усилий на крупных предприятиях, оказывающих существенное влияние на окружающую среду, освободив при этом от государственного нормирования и учета малые и средние предприятия, наделив их обязанностями по предоставлению декларативной отчетности.

Таким образом, предлагаемые изменения можно рассматривать как первый этап перехода к системе комплексных природоохранных разрешений, принятый в странах ЕС.

Для достижения предлагаемых изменений в целях совершенствования системы управления в сфере охраны окружающей среды необходимо:

  1. Передать осуществление федеральных полномочий по выдаче разрешительной документации и государственному экологическому контролю на уровень субъекта Российской Федерации.
  2. Освободить от получения разрешительной документации на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предприятия, не оказывающие значительное воздействие на качество атмосферного воздуха. (Критерий отнесения источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, к не оказывающим значительное воздействие: масса выброса (грамм в секунду) каждого вредного (загрязняющего) вещества от источника выброса по отношению к максимально-разовой предельно допустимой концентрации данного вещества, не превышает 0,1.)
  3. Освободить от получения разрешительной документации организации бюджетной сферы и культуры (судебные органы, органы прокуратуры, культуры и искусства, физической культуры и спорта, образования и просвещения и др.).
Регионы РФ Страны ЕС
Сокращение затрат предприятий на оформление разрешительной документации Большинство европейских стран при выдаче разрешений используют процедуру «одного окна»
Сокращение затрат предприятий на предоставление отчетности, расчет платежей
Поэтапное достижение НДТ НТД - условие выдачи комплексного разрешения
Ведение единой базы данных разрешительной документации Ведение реестра разрешительной документации
«Открытость» экологической информации для населения «Открытость» результатов инспекции для населения
Концентрация усилий на крупных предприятиях, оказывающих существенное влияние на окружающую среду Малые и средние предприятия освобождены от получения комплексных разрешений

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов