Эко-бюллетень ИнЭкААрхив№6 (137) > УПРАВЛЕНИЕ В ЭКОЛОГИИ

Будущее за управлением отходами

Решить проблему утилизации промышленных и бытовых отходов – задача стратегически важная. Горы мусора не просто портят эстетический вид окружающей среды, но и хранят в себе множество подспудных проблем, среди которых главной является экологическая опасность.

Один из ведущих специалистов в этой области Екатерина Петровна Волынкина, зав. кафедрой экстрак-ции и рециклинга черных металлов ГОУ ВПО «СибГИУ», доктор технических наук, исполнительный директор Кузбасской ассоциации переработчиков отходов занимается научными разработками в области переработки и обезвреживания отходов. Она является автором ряда запатентованных и внедренных в производство разработок. Екатерина Петровна стояла у истоков создания в СибГИУ нового направления подготовки специалистов в этой области. На базе университета с 2005 года проводятся международные научно-практические конференции «Управление отходами – основа восстановления экологического равновесия в Кузбассе», круглые столы с участием ученых, бизнеса, государственных природоохранных организаций, Администрации города. Одно из направлений деятельности Екатерины Петровны связано с организацией управления отходами.

- Что значит, «управлять отходами»?

- Отходами надо управлять так, как ими управляет природа. Она, во-первых, вовлекает в процесс только необходимые ей материалы. Все отходы практически сразу же вовлекаются в процесс рециклинга. Неутилизируемая часть отходов для окружающей среды не представляет никакой опасности. Как урегулирована экологическая система, мы еще до конца не знаем, нам остается только догадываться, как идет обмен материалами, энергией, информацией. Например, откуда микроорганизмы узнают, что упало дерево, и они должны здесь появиться, как передается информация?

Человек внедрился в эту систему, построил города, заводы, начал что-то производить, выбрасывать отходы. Но он не научился рационально все использовать. Много выбрасывается таких отходов, с которыми природа вообще не знает что делать, у нее нет механизмов такой переработки. Поэтому человек должен сам научиться это делать. Он должен снижать образование отходов, как делает природа. Он должен образующиеся отходы вовлекать в начало производственного процесса. Если это невозможно, отходы надо обезвреживать и только потом захоранивать в безопасном виде.

- Что мешает внедрить это управление, почему промышленные города окружены валами промышленных и бытовых отходов?

- До недавнего времени перед страной стояла задача наладить производство любой ценой. Постепенно стали проявляться экологические проблемы, связанные с накопленными отходами. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что проблема назрела и ее надо решать, но законы пока не готовы к сегодняшним реалиям. Есть малый и средний бизнес, готовый вести переработку отходов, но ни крупные предприятия, производящие отходы, ни муниципальные образования, на землях которых отходы размещаются, пока не заинтересованы в ликвидации отвалов.

К примеру, в 2005 г. группа исследователей и специалистов под моим руководством выиграла конкурс по программе «Старт» Фонда поддержки малых предприятий в научно-технической сфере Правительства РФ. Целью этой программы является коммерциализация научных разработок силами самих разработчиков. Наша разработка заключалась в создании производства новых видов синтетических флюсов на основе фторуглеродистых отходов алюминиевого производства. Мы не только доработали технологию, создали испытательный стенд, получили и испытали опытные образцы, но и разработали совместно с потребителями – металлургическими компаниями – технологии использования наших продуктов, то есть по сути дела сформировали для нее рынок. Тем не менее, трехлетние переговоры с компанией РУСАЛ, чьи отходы являются для нас основным сырьем, ни к чему не привели. Пока отходы лежали в отвалах, они были компании не нужны. Как только появился переработчик, промышленные отходы тут же приобрели рыночную стоимость. Принятый всем мировым сообществом принцип «производитель отходов платит» в России до сих пор не работает.

- Отходопереработка во всем мире считается прибыльным бизнесом, насколько охотно инвесторы вкладывают средства в такие предприятия?

- Отходоперерабатывающие предприятия – это, как правило, инновационные производственные предприятия, которые внедряют научные разработки, позволяющие производить на основе отходов новые виды сырья, заменяющего природное сырье, или новые виды продукции и изделий. Такие проекты характеризуются высокой степенью риска, требуют значительных для малого и среднего бизнеса финансовых средств, имеют значительные сроки окупаемости. Банки такие проекты не кредитуют, и даже, если бы кредитовали, малому предприятию не под силу предоставить соответствующий необходимой сумме кредита залог. Инвесторами таких проектов должны выступать, в первую очередь, те промышленные предприятия, на которых эти отходы образуются. Это позволило бы создать вокруг промышленных предприятий сеть малых предприятий, каждое из которых специализировалось бы на каком-либо виде отходов. Крупное предприятие, таким образом, получило бы не только возможность прекратить захоронение многих видов отходов, но и возможность трудоустройства высвобождаемого персонала, прежде всего производственного.

Я могу привести в качестве примера одну крупную металлургическую компанию из Японии, которая не только выступала инвестором подобных проектов, но и предоставляла малым отходоперерабатывающим компаниям свои площади и производственные мощности. Результатом такого сотрудничества стала полная переработка всех видов образующихся в компании отходов. Кроме этого, малые предприятия обеспечивали компанию новыми видами сырья и топлива, произведенными из отходов других, расположенных на территории региона предприятий, например, гранулированным пластиковым топливом для доменных печей. Более того, малые предприятия обеспечили прямой поток дополнительных денежных средств в металлургическую компанию за счет организации высокотемпературного обезвреживания в металлургических агрегатах ряда опасных отходов – отработанные масла, в том числе содержащие полихлорированные бифенилы, медицинские отходы и др.

К сожалению, наши промышленные предприятия даже не рассматривают возможность такого взаимовыгодного сотрудничества с малым бизнесом.

- Мы сейчас говорим больше о переработке отходов, но ведь это только один из этапов управления отходами.

- В России зарождающаяся отрасль называется отходоперерабатывающая, во всем мире она называется «управление отходами». Однако, ее развитию в нашей стране препятствует ряд различных факторов. Каждый: от руководителя большого предприятия и до простого гражданина – должен быть заинтересован в снижении количества производимых отходов, в их вовлечении в новый производственный цикл. Для этого нужны законы, которые бы стимулировали осознание необходимости таких мероприятий, а у нас в стране их нет. К примеру, законом не запрещено открытое сжигание отходов. Поэтому многие торговые организации предпочитают свои отходы сжигать, а не отправлять на переработку. В регионах и городах не существует каких-либо программ управления отходами, предусматривающих эффективный муниципальный контроль, создание и развитие отходоперерабатывающих предприятий, оптимизацию распределения потоков отходов с приоритетом развития переработки взамен захоронения. Отсутствует какая-либо реальная государственная поддержка малых отходоперерабатывающих предприятий. Развивается только рынок в сфере вывоза и захоронения бытовых отходов, в то время как рынок услуг в области обезвреживания и переработки отходов сегодня практически не формируется. Население абсолютно не заинтересовано в снижении объема ТБО, отправляемых на захоронение.

Много проблем в области обращения с промышленными отходами. Значительное количество накопленных промышленных отходов на городской территории не влечет за собой ответственность за накопленные отходы. Поэтому крупные промышленные предприятия не заинтересованы в том, чтобы конструктивно взаимодействовать с малыми и средними отходоперерабатывающими предприятиями, заключать долгосрочные соглашения на переработку отходов, выступать инвесторами или кредиторами проектов по переработке их же отходов, предоставлять площади или технику, необходимые для организации переработки.

У нас совершенно не развит рынок для новых видов сырья и продукции, производимых на основе отходов. Добавьте к этому отсутствие реальной государственной поддержки, отсутствие налоговых льгот, особенно в отношении земельного налога. Для организации переработки отходов и размещения производственных мощностей требуются земельные участки, а с 2009 г. вследствие увеличения кадастровой стоимости земельных участков в 4-5 раз земельный налог стал совершенно неподъемным для малых производственных предприятий.

- Насколько нам известно, вы формировали предложения к парламентским слушаниям на тему «Проблема нормативного правового регулирования и технологического обеспечения обращения с отходами производства и потребления», что в них вошло?

- Я считаю, что необходимо запретить захоронение токсичных отходов без их предварительного обезвреживания, а также захоронение тех отходов, которые подлежат переработке. Надо вводить поэтапное повышение платы за негативное воздействие на окружающую среду от накопленных отходов. Назрела необходимость отмены понижающего коэффициента 0,3, применяемого при начислении платы за размещение отходов на полигонах, расположенных на территории предприятий: негативное воздействие на окружающую среду промотходов сохраняется, а заинтересованность предприятия в переработке отходов, благодаря действию коэффициента, становится весьма эфемерной. Надо запретить использование природных ресурсов в регионах, если местные предприятия производят их техногенные заменители. К примеру, в Кемеровской области природные щебень и гравий вполне могут заменить шлаки или переработанные строительные отходы.

В переработке всех видов отходов в первую очередь должны быть заинтересованы муниципалитеты, поскольку они по закону обязаны обеспечивать безопасное, в том числе и с экологической точки зрения, проживание граждан. Поэтому должен быть введен обязательный приоритетный государственный или муниципальный заказ на продукцию, произведенную местными отходоперерабатывающими предприятиями. Экологические платежи, поступающие в местные и региональные бюджеты, должны стать целевыми. Малым производственным отходоперерабатывающим предприятиям необходимо предоставление налоговых льгот, освобождение их от земельного налога.

При введении отходов в хозяйственный оборот и изготовлении продукции из вторичного сырья у хозяйствующих субъектов должны быть льготы по уплате налогов, зачисляемых в областной и местный бюджеты. Необходимо ввести местный налог на упаковку, который должны оплачивать предприятия оптово-розничной торговли (как это делается во всех европейских странах), этот налог должен целевым порядком использоваться для поддержки местных предприятий, осуществляющих ее переработку. Также необходим местный налог на автопокрышки, входящий в их цену, который должен целевым порядком использоваться для поддержки местных предприятий, осуществляющих их переработку.

- И что вам на это ответили?

- Ответа мы не получили, но через Общественную палату стало известно, что предложения были отклонены по той причине, что в кризис нецелесообразно возлагать на предприятия дополнительные платежи. И это при том, что отходопереработка могла бы решить не только экологические, но и экономические проблемы промышленных регионов. Тем не менее, мы не опускаем руки, а создали Ассоциацию отходоперерабатывающих предприятий Кузбасса и будем сообща продолжать искать способы для разрешения возникающих сложных ситуаций.

Лариса Койнова

 
ПОИСК ПО САЙТУ
© 2001-2017 ООО «ИнЭкА-консалтинг»
Контакты ИнЭкА:
+7 3843 720575
720579
720580
ineca@ineca.ru
создание сайтов