Методические подходы к формированию блока «Здоровье и окружающая среда» при разработке концепции экологической политики Кемеровской области

А. П. Михайлуц,

заведующий кафедрой гигиены труда и гигиены питания КГМА, Эксперт ИнЭкА, руководитель рабочей группы «Здоровье и окружающая среда»

Ф. О. Майер,

президент Новокузнецкого Фонда Развития, координатор рабочих групп

В. А. Зенков,

главный государственный санитарный врач по Кемеровской области

В основу методических подходов к формированию блока «Здоровье и окружающая среда» при разработке концепции экологической политики Кемеровской области положены принципы унификации, приоритетности, проблемности, индикации, интегративности.

Достижение принципа унификации обеспечивалось за счет единого подхода к анализу выбранных целей, включающему их обоснование, выделение основных проблем, поиск основных угроз, обоснование общих и частных принципов, приоритетов, нахождение индикаторов.

Принцип приоритетности предполагает выделение в каждой из целей основных приоритетов, всесторонне раскрывающих направления целей, пути их достижения и значимости целей.

Принцип проблемности достигается за счет раскрытия каждой из целей как комплекса внутренних проблем, возникающих вследствие противоречий между состоянием здоровья населения и загрязнением окружающей среды.

Реализация принципа индикации обеспечивается использованием показателей, однозначно характеризующих степень достижения целей.

Принцип интегративности предусматривает формирование комплекса взаимодополняющих целей в блоке «Здоровье и окружающая среда».

Рассмотрим, как реализовались названные принципы при формировании блока «Здоровье и окружающая среда» в проекте «Разработка Концепции экологической политики Кемеровской области. Взаимодействие власти, бизнеса и общественности».

Интегративность обеспечена за счет выбора трех следующих основных целей:

  1. Сохранение здоровья населения в связи с суммарной антропогенной нагрузкой на окружающую среду.
  2. Снижение рисков заболеваемости и смертности населения в связи с загрязнением вредными веществами атмосферного воздуха, водных источников, местных сельхозпродуктов, а также радиационными нагрузками.
  3. Возмещение ущерба от вреда здоровью населения в связи с загрязнением окружающей среды.

Названные цели выбраны потому, что в области сложились неблагоприятные медико-демографические показатели (низкая рождаемость, повышенная смертность, отрицательный баланс численности населения, малая средняя продолжительность жизни); высокие уровни заболеваемости и инвалидности населения; высокие величины индивидуальных и популяционных рисков (канцерогенных заболеваний, впервые выявленных заболеваний и смерти в связи с загрязнением окружающей среды); повышенные доли вклада популяционных рисков в онкологическую и соматическую заболеваемость, смертность населения; экологически обусловленный вред здоровью населения; материальный ущерб от вреда здоровью населения в связи с загрязнением окружающей среды.

Перечисленные основания для выбора целей появились вследствие того, что в Кемеровской области в течение длительного времени остаются нерешенными такие проблемы, как:

  • отрицательный естественный прирост и рост естественной убыли населения;
  • высокий уровень врожденных аномалий развития;
  • высокие уровни индикаторной патологии (болезни эндокринной системы, крови, нервной системы и др.);
  • высокий уровень профессиональной заболеваемости;
  • высокий удельный вес групп населения, уязвимых к воздействию загрязнений окружающей среды (дети, беременные женщины, лица старшего возраста);
  • высокий риск заболеваемости раком в связи с загрязнением атмосферного воздуха формальдегидом, бензолом, бенз(а)пиреном; питьевой воды – тригалогенметанами; сельскохозяйственных продуктов – кадмием, мышьяком, хромом;
  • повышенные риски первичной заболеваемости населения в связи с загрязнением атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы и местных сельхозпродуктов вредными веществами;
  • высокий риск смертности населения в связи с загрязнениями атмосферного воздуха взвешенными частицами;
  • недостаточность информации о загрязнении объектов окружающей среды канцерогенами, диоксинами;
  • неиспользование методологии оценки и управления рисками при планировании и проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • неразработанность методики установления причинно-следственных связей;
  • недостаточность информации о структуре ущербов от вреда здоровью граждан и населения в связи с загрязнением окружающей среды;
  • неразработанность механизмов возмещения ущерба от вреда здоровью граждан и населения в связи с загрязнением окружающей среды;
  • отсутствие подзаконных актов, регламентирующих механизм и порядок возмещения ущерба от вреда здоровью в связи с загрязнением окружающей среды.

Для каждой из поставленной целей выбраны общие принципы подхода к их решению. Так, для сохранения здоровья населения в связи с суммарной антропогенной нагрузкой на окружающую среду необходимы системный и комплексный подходы к проведению мероприятий по сохранению здоровья населения; повышение участия населения в вопросах сохранения собственного здоровья; принятие управленческих решений по сохранению здоровья населения на основе социально-гигиенического мониторинга.

Для достижения цели – снижения рисков заболеваемости и смертности населения в связи с загрязнением вредными веществами атмосферного воздуха, водных источников, местных сельскохозяйственных продуктов – следует руководствоваться принципами:

  • приоритетности снижения загрязнения объектов окружающей среды канцерогенными и чрезвычайно опасными веществами;
  • управления экспозицией вредных веществ;
  • рационализации индивидуального и коллективного поведения при рисках для здоровья, связанных с загрязнением окружающей среды.

Цель – возмещение ущерба от вреда здоровью населения в связи с загрязнением окружающей среды – может быть достигнута при соблюдении принципов законности, неотвратимости, обязательности, полноты возмещения ущерба, разнообразия форм возмещения ущерба.

Заслуживают внимания выделенные в рамках каждой цели приоритеты. Приоритетами первой цели (см. выше) выбраны: снижение смертности населения; повышение рождаемости населения; снижение уровня врожденных аномалий развития; снижение уровней индикаторной патологии; снижение уровня профессиональной заболеваемости. Их достижение возможно, если будут уменьшаться экспозиция населения в условиях загрязнения атмосферы пылью и канцерогенными веществами; предотвращаться залповые выбросы вредных веществ; уменьшаться уровни воздействия эмбриотоксических, гонадотоксических, мутагенных и тератогенных вредных веществ на беременных женщин; внедряться системы лечебно-прифилактических мероприятий для беременных женщин; проводиться паллиативные мероприятия, дифференцированные для отдельных групп населения; создаваться условия для приверженности населения к здоровому образу жизни; снижаться экспозиции воздействия загрязнений окружающей среды на работающих во вредных и опасных условиях труда.

В качестве индикаторов достижения первой цели взяты показатели снижения числа случаев смерти, мертворождений, спонтанных абортов, врожденных аномалий развития, заболеваний на 1000 человек населения.

Угрозой для достижения первой цели могут быть: непрекращающийся рост антропогенной нагрузки, обусловленный использованием экологически вредных технологий; неадекватная характеру антропогенной нагрузки система паллиативных мероприятий, обеспечивающих устойчивость организма к воздействию загрязнений окружающей среды; отставание развития материально-технической базы и финансирования здравоохранения от адекватно сложившихся экологической ситуации и экологически обусловленной патологии; сохраняющаяся неадекватность образа жизни населения характеру экологической ситуации; снижение уровня квалификации сотрудников системы здравоохранения вследствие недостаточного финансирования научных исследований, подготовки и переподготовки кадров, проведения конференций.

Приоритетами второй цели (см. выше) выбраны: снижение рисков заболеваемости населения раком в связи с загрязнениями атмосферного воздуха формальдегидом, бенз(а)пиреном, бензолом и другими вредными веществами с загрязнением питьевой воды – тригалогенметанами, сельскохозяйственных продуктов – кадмием, мышьяком, диоксинами и др. канцерогенами; снижение рисков первичной заболеваемости в связи с загрязнением атмосферного воздуха взвешенными частицами; получение достаточной информации о загрязнении объектов окружающей среды канцерогенами и другими чрезвычайно опасными веществами; внедрение методологии оценки и управления рисками при планировании и проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Реализация приоритетов возможна, если будут: снижены мощности выбросов в атмосферу и водные объекты канцерогенных веществ; достигнуто управление экспозицией воздействия канцерогенов на население; внедрены способы водоподготовки и обеззараживания, направленные на уменьшение образования тригалогенметанов; использоваться групповые и индивидуальные фильтры для воды; исключено производство сельскохозяйственной продукции на почвах, загрязненных канцерогенными веществами; внедрена комплексная система поллиативных мероприятий; внедрен учет мощности выбросов, сбросов и отходов на основе материального баланса производств; внедрен мониторинг за загрязнением объектов окружающей среды.

Индикатором достижения второй цели могут быть: величины индивидуальных и популяционных рисков рака, равные соответственно 0,0001 и 0,14 %; вклад риска в заболеваемость раком не более 0,4 %, величины индивидуального и популяционного рисков впервые выявленных заболеваний, равные соответственно 1,5 дополнительных случаев заболеваний за период жизни к 50 дополнительных случаев заболеваний в год на 1000 человек населения; вклад рисков в первичную заболеваемость не более 7 %; величины индивидуального и популяционного рисков смерти, равные соответственно не более 0,05 и не более 0,7 % дополнительных случаев смерти в год; вклад в смертность населения не более 4 %; наличие нормативно-методического документа по оценке и управлению рисками при разработке программ и проведению мероприятий по охране окружающей среды.

Угрозой для достижения второй цели являются: невозможность уменьшения экспозиционных доз вредных веществ; невыполнение комплекса паллиативных мероприятий; низкая экологическая культура индивидуального поведения населения в условиях загрязнения окружающей среды.

Приоритетами третьей цели (см. выше) являются: внедрение методики установления причинно-следственных связей и зависимостей между загрязнением окружающей среды и вредом для здоровья; получение информации о структуре ущербов от вреда здоровью граждан и населению в связи с загрязнение окружающей среды; разработка и принятие нормативных актов, регламентирующих механизм и порядок возмещения ущерба от вреда здоровью в связи с загрязнением окружающей среды.

Индикаторами достижения третьей цели служат случаи применения методики для установления конкретных причинно-следственных связей; создание информационно-аналитической системы о структуре ущербов от вреда здоровью граждан и населения; наличие законодательного утвержденного документа о порядке возмещения ущерба о вреда здоровью граждан и населения в связи с загрязнением окружающей среды.

Угрозу для достижения третьей цели представляют: отсутствие политической воли законодательной и исполнительной власти разрабатывать и принимать нормативные документы, регулирующие механизм и порядок возмещения ущерба от вреда здоровью в связи с загрязнением окружающей среды; неготовность и неумение граждан и общественных организаций защищать свои права на возмещение материального ущерба от вреда здоровью, обусловленного загрязнением окружающей среды.

Таким образом, в рамках блока «Здоровье и окружающая среда» проекта «Разработка Концепции экологической политики Кемеровской области. Взаимодействие власти, бизнеса и общественности» сформулированы как приоритетные три цели, обоснованные наличием 15 проблем с выделением 13 приоритетных направлений, для работы по которым необходимо руководствоваться 11 общими принципами. Предложено 11 индикаторов достижения целей. Показано существование 10 угроз, которые могут не позволить достигнуть целей.

Методические подходы к формированию блока «Здоровье и окружающая среда» при разработке концепции экологической политики Кемеровской области

А. П. Михайлуц,

заведующий кафедрой гигиены труда и гигиены питания КГМА, Эксперт ИнЭкА, руководитель рабочей группы «Здоровье и окружающая среда»

Ф. О. Майер,

президент Новокузнецкого Фонда Развития, координатор рабочих групп

В. А. Зенков,

главный государственный санитарный врач по Кемеровской области

В основу методических подходов к формированию блока «Здоровье и окружающая среда» при разработке концепции экологической политики Кемеровской области положены принципы унификации, приоритетности, проблемности, индикации, интегративности.

Достижение принципа унификации обеспечивалось за счет единого подхода к анализу выбранных целей, включающему их обоснование, выделение основных проблем, поиск основных угроз, обоснование общих и частных принципов, приоритетов, нахождение индикаторов.

Принцип приоритетности предполагает выделение в каждой из целей основных приоритетов, всесторонне раскрывающих направления целей, пути их достижения и значимости целей.

Принцип проблемности достигается за счет раскрытия каждой из целей как комплекса внутренних проблем, возникающих вследствие противоречий между состоянием здоровья населения и загрязнением окружающей среды.

Реализация принципа индикации обеспечивается использованием показателей, однозначно характеризующих степень достижения целей.

Принцип интегративности предусматривает формирование комплекса взаимодополняющих целей в блоке «Здоровье и окружающая среда».

Рассмотрим, как реализовались названные принципы при формировании блока «Здоровье и окружающая среда» в проекте «Разработка Концепции экологической политики Кемеровской области. Взаимодействие власти, бизнеса и общественности».

Интегративность обеспечена за счет выбора трех следующих основных целей:

  1. Сохранение здоровья населения в связи с суммарной антропогенной нагрузкой на окружающую среду.
  2. Снижение рисков заболеваемости и смертности населения в связи с загрязнением вредными веществами атмосферного воздуха, водных источников, местных сельхозпродуктов, а также радиационными нагрузками.
  3. Возмещение ущерба от вреда здоровью населения в связи с загрязнением окружающей среды.

Названные цели выбраны потому, что в области сложились неблагоприятные медико-демографические показатели (низкая рождаемость, повышенная смертность, отрицательный баланс численности населения, малая средняя продолжительность жизни); высокие уровни заболеваемости и инвалидности населения; высокие величины индивидуальных и популяционных рисков (канцерогенных заболеваний, впервые выявленных заболеваний и смерти в связи с загрязнением окружающей среды); повышенные доли вклада популяционных рисков в онкологическую и соматическую заболеваемость, смертность населения; экологически обусловленный вред здоровью населения; материальный ущерб от вреда здоровью населения в связи с загрязнением окружающей среды.

Перечисленные основания для выбора целей появились вследствие того, что в Кемеровской области в течение длительного времени остаются нерешенными такие проблемы, как:

  • отрицательный естественный прирост и рост естественной убыли населения;
  • высокий уровень врожденных аномалий развития;
  • высокие уровни индикаторной патологии (болезни эндокринной системы, крови, нервной системы и др.);
  • высокий уровень профессиональной заболеваемости;
  • высокий удельный вес групп населения, уязвимых к воздействию загрязнений окружающей среды (дети, беременные женщины, лица старшего возраста);
  • высокий риск заболеваемости раком в связи с загрязнением атмосферного воздуха формальдегидом, бензолом, бенз(а)пиреном; питьевой воды – тригалогенметанами; сельскохозяйственных продуктов – кадмием, мышьяком, хромом;
  • повышенные риски первичной заболеваемости населения в связи с загрязнением атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы и местных сельхозпродуктов вредными веществами;
  • высокий риск смертности населения в связи с загрязнениями атмосферного воздуха взвешенными частицами;
  • недостаточность информации о загрязнении объектов окружающей среды канцерогенами, диоксинами;
  • неиспользование методологии оценки и управления рисками при планировании и проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • неразработанность методики установления причинно-следственных связей;
  • недостаточность информации о структуре ущербов от вреда здоровью граждан и населения в связи с загрязнением окружающей среды;
  • неразработанность механизмов возмещения ущерба от вреда здоровью граждан и населения в связи с загрязнением окружающей среды;
  • отсутствие подзаконных актов, регламентирующих механизм и порядок возмещения ущерба от вреда здоровью в связи с загрязнением окружающей среды.

Для каждой из поставленной целей выбраны общие принципы подхода к их решению. Так, для сохранения здоровья населения в связи с суммарной антропогенной нагрузкой на окружающую среду необходимы системный и комплексный подходы к проведению мероприятий по сохранению здоровья населения; повышение участия населения в вопросах сохранения собственного здоровья; принятие управленческих решений по сохранению здоровья населения на основе социально-гигиенического мониторинга.

Для достижения цели – снижения рисков заболеваемости и смертности населения в связи с загрязнением вредными веществами атмосферного воздуха, водных источников, местных сельскохозяйственных продуктов – следует руководствоваться принципами:

  • приоритетности снижения загрязнения объектов окружающей среды канцерогенными и чрезвычайно опасными веществами;
  • управления экспозицией вредных веществ;
  • рационализации индивидуального и коллективного поведения при рисках для здоровья, связанных с загрязнением окружающей среды.

Цель – возмещение ущерба от вреда здоровью населения в связи с загрязнением окружающей среды – может быть достигнута при соблюдении принципов законности, неотвратимости, обязательности, полноты возмещения ущерба, разнообразия форм возмещения ущерба.

Заслуживают внимания выделенные в рамках каждой цели приоритеты. Приоритетами первой цели (см. выше) выбраны: снижение смертности населения; повышение рождаемости населения; снижение уровня врожденных аномалий развития; снижение уровней индикаторной патологии; снижение уровня профессиональной заболеваемости. Их достижение возможно, если будут уменьшаться экспозиция населения в условиях загрязнения атмосферы пылью и канцерогенными веществами; предотвращаться залповые выбросы вредных веществ; уменьшаться уровни воздействия эмбриотоксических, гонадотоксических, мутагенных и тератогенных вредных веществ на беременных женщин; внедряться системы лечебно-прифилактических мероприятий для беременных женщин; проводиться паллиативные мероприятия, дифференцированные для отдельных групп населения; создаваться условия для приверженности населения к здоровому образу жизни; снижаться экспозиции воздействия загрязнений окружающей среды на работающих во вредных и опасных условиях труда.

В качестве индикаторов достижения первой цели взяты показатели снижения числа случаев смерти, мертворождений, спонтанных абортов, врожденных аномалий развития, заболеваний на 1000 человек населения.

Угрозой для достижения первой цели могут быть: непрекращающийся рост антропогенной нагрузки, обусловленный использованием экологически вредных технологий; неадекватная характеру антропогенной нагрузки система паллиативных мероприятий, обеспечивающих устойчивость организма к воздействию загрязнений окружающей среды; отставание развития материально-технической базы и финансирования здравоохранения от адекватно сложившихся экологической ситуации и экологически обусловленной патологии; сохраняющаяся неадекватность образа жизни населения характеру экологической ситуации; снижение уровня квалификации сотрудников системы здравоохранения вследствие недостаточного финансирования научных исследований, подготовки и переподготовки кадров, проведения конференций.

Приоритетами второй цели (см. выше) выбраны: снижение рисков заболеваемости населения раком в связи с загрязнениями атмосферного воздуха формальдегидом, бенз(а)пиреном, бензолом и другими вредными веществами с загрязнением питьевой воды – тригалогенметанами, сельскохозяйственных продуктов – кадмием, мышьяком, диоксинами и др. канцерогенами; снижение рисков первичной заболеваемости в связи с загрязнением атмосферного воздуха взвешенными частицами; получение достаточной информации о загрязнении объектов окружающей среды канцерогенами и другими чрезвычайно опасными веществами; внедрение методологии оценки и управления рисками при планировании и проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Реализация приоритетов возможна, если будут: снижены мощности выбросов в атмосферу и водные объекты канцерогенных веществ; достигнуто управление экспозицией воздействия канцерогенов на население; внедрены способы водоподготовки и обеззараживания, направленные на уменьшение образования тригалогенметанов; использоваться групповые и индивидуальные фильтры для воды; исключено производство сельскохозяйственной продукции на почвах, загрязненных канцерогенными веществами; внедрена комплексная система поллиативных мероприятий; внедрен учет мощности выбросов, сбросов и отходов на основе материального баланса производств; внедрен мониторинг за загрязнением объектов окружающей среды.

Индикатором достижения второй цели могут быть: величины индивидуальных и популяционных рисков рака, равные соответственно 0,0001 и 0,14 %; вклад риска в заболеваемость раком не более 0,4 %, величины индивидуального и популяционного рисков впервые выявленных заболеваний, равные соответственно 1,5 дополнительных случаев заболеваний за период жизни к 50 дополнительных случаев заболеваний в год на 1000 человек населения; вклад рисков в первичную заболеваемость не более 7 %; величины индивидуального и популяционного рисков смерти, равные соответственно не более 0,05 и не более 0,7 % дополнительных случаев смерти в год; вклад в смертность населения не более 4 %; наличие нормативно-методического документа по оценке и управлению рисками при разработке программ и проведению мероприятий по охране окружающей среды.

Угрозой для достижения второй цели являются: невозможность уменьшения экспозиционных доз вредных веществ; невыполнение комплекса паллиативных мероприятий; низкая экологическая культура индивидуального поведения населения в условиях загрязнения окружающей среды.

Приоритетами третьей цели (см. выше) являются: внедрение методики установления причинно-следственных связей и зависимостей между загрязнением окружающей среды и вредом для здоровья; получение информации о структуре ущербов от вреда здоровью граждан и населению в связи с загрязнение окружающей среды; разработка и принятие нормативных актов, регламентирующих механизм и порядок возмещения ущерба от вреда здоровью в связи с загрязнением окружающей среды.

Индикаторами достижения третьей цели служат случаи применения методики для установления конкретных причинно-следственных связей; создание информационно-аналитической системы о структуре ущербов от вреда здоровью граждан и населения; наличие законодательного утвержденного документа о порядке возмещения ущерба о вреда здоровью граждан и населения в связи с загрязнением окружающей среды.

Угрозу для достижения третьей цели представляют: отсутствие политической воли законодательной и исполнительной власти разрабатывать и принимать нормативные документы, регулирующие механизм и порядок возмещения ущерба от вреда здоровью в связи с загрязнением окружающей среды; неготовность и неумение граждан и общественных организаций защищать свои права на возмещение материального ущерба от вреда здоровью, обусловленного загрязнением окружающей среды.

Таким образом, в рамках блока «Здоровье и окружающая среда» проекта «Разработка Концепции экологической политики Кемеровской области. Взаимодействие власти, бизнеса и общественности» сформулированы как приоритетные три цели, обоснованные наличием 15 проблем с выделением 13 приоритетных направлений, для работы по которым необходимо руководствоваться 11 общими принципами. Предложено 11 индикаторов достижения целей. Показано существование 10 угроз, которые могут не позволить достигнуть целей.