Концепция здоровья среды: Гуманитарный контекстФормирование экологической культуры различных категорий населения признано сегодня одной из приоритетных сфер национальной экологической политики России. Эффективность формирования экологической культуры во многом обусловливается научно-методическим обеспечением этой деятельности. Разработка такого научно-методического обеспечения возможна на основе широкого междисциплинарного подхода, в рамках которого необходимо интегрировать различные, как естественнонаучные (биологические, географические, химические, физические, медико-биологические и т. п.), так и гуманитарные (философские, культурологические, социологические, психологические, педагогические и т.п.) дисциплины, а также правоведение, экономику, науку об управлении и т. д. При этом, каждая из наук должна быть представлена концепциями и подходами, которые хорошо согласуются между собой и методологически дополняют друг друга. Этим обеспечивается возможность всестороннего анализа, оценки и определения методов влияния на поведение людей по отношению к природе. Сегодня можно говорить об интенсивном развитии гуманитарного компонента такой системы. Философско-мировоззренческую основу для формирования экологической культуры могут составить такие учения, как этико-эстетический подход в охране природы; учение о ноосфере; экологизм; универсальная этика; биоцентризм и т.п. Осуществление деятельности по формированию экологической культуры базируется на следующих психолого-педагогических основах: экологическая психология и социология; гуманистическая психология и педагогика; теория и методика экологического образования; экологическая психопедагогика. Концепция здоровья среды, провозглашающая необходимым не количественный анализ видового разнообразия, а анализ состояния и «качества жизни» видов, обитающих на данной территории (в том числе и Homo sapiens), представляется эффективной методологической основой, обеспечивающей естественнонаучный компонент системы формирования экологической культуры. Для гуманитарного анализа концепции здоровья среды целесообразно сопоставить ее основные позиции с положениями «новой экологической парадигмы», а также базовыми характеристиками экоцентрического (как альтернативного антропоцентрическому) экологического сознания. «Новая экологическая парадигма», как философская основа взаимоотношений человечества с окружающей средой, характеризуется следующими взглядами:
В свою очередь формирующееся в настоящее время в мировой культуре экоцентрическое экологическое сознание характеризуется следующими признаками:
Таким образом, совершенно очевидно, что концепция здоровья среды абсолютно «вписывается» как во все указанные положения «новой экологической парадигмы», так и соответствует всем характеристикам экоцентрического сознания. Можно констатировать, что с гуманитарной точки зрения концепция здоровья среды отличается ориентированностью на:
Кстати, анализ показывает, что такие известные концепции, как «сохранение биоразнообразия» или «устойчивое развитие» в меньшей степени соответствуют указанным гуманитарным критериям. Достижение высокого экологического качества жизни человека, а также всех его «соседей по планете» может стать идеологией не только среднего и высшего экологического образования, но и эколого-просветительской работы национальных парков и заповедников, музеев и библиотек, средств массовой информации, а также деятельности неправительственных экологических организаций и политических партий. Центр экологической политики России Ссылки по теме: |
Концепция здоровья среды: Гуманитарный контекстФормирование экологической культуры различных категорий населения признано сегодня одной из приоритетных сфер национальной экологической политики России. Эффективность формирования экологической культуры во многом обусловливается научно-методическим обеспечением этой деятельности. Разработка такого научно-методического обеспечения возможна на основе широкого междисциплинарного подхода, в рамках которого необходимо интегрировать различные, как естественнонаучные (биологические, географические, химические, физические, медико-биологические и т. п.), так и гуманитарные (философские, культурологические, социологические, психологические, педагогические и т.п.) дисциплины, а также правоведение, экономику, науку об управлении и т. д. При этом, каждая из наук должна быть представлена концепциями и подходами, которые хорошо согласуются между собой и методологически дополняют друг друга. Этим обеспечивается возможность всестороннего анализа, оценки и определения методов влияния на поведение людей по отношению к природе. Сегодня можно говорить об интенсивном развитии гуманитарного компонента такой системы. Философско-мировоззренческую основу для формирования экологической культуры могут составить такие учения, как этико-эстетический подход в охране природы; учение о ноосфере; экологизм; универсальная этика; биоцентризм и т.п. Осуществление деятельности по формированию экологической культуры базируется на следующих психолого-педагогических основах: экологическая психология и социология; гуманистическая психология и педагогика; теория и методика экологического образования; экологическая психопедагогика. Концепция здоровья среды, провозглашающая необходимым не количественный анализ видового разнообразия, а анализ состояния и «качества жизни» видов, обитающих на данной территории (в том числе и Homo sapiens), представляется эффективной методологической основой, обеспечивающей естественнонаучный компонент системы формирования экологической культуры. Для гуманитарного анализа концепции здоровья среды целесообразно сопоставить ее основные позиции с положениями «новой экологической парадигмы», а также базовыми характеристиками экоцентрического (как альтернативного антропоцентрическому) экологического сознания. «Новая экологическая парадигма», как философская основа взаимоотношений человечества с окружающей средой, характеризуется следующими взглядами:
В свою очередь формирующееся в настоящее время в мировой культуре экоцентрическое экологическое сознание характеризуется следующими признаками:
Таким образом, совершенно очевидно, что концепция здоровья среды абсолютно «вписывается» как во все указанные положения «новой экологической парадигмы», так и соответствует всем характеристикам экоцентрического сознания. Можно констатировать, что с гуманитарной точки зрения концепция здоровья среды отличается ориентированностью на:
Кстати, анализ показывает, что такие известные концепции, как «сохранение биоразнообразия» или «устойчивое развитие» в меньшей степени соответствуют указанным гуманитарным критериям. Достижение высокого экологического качества жизни человека, а также всех его «соседей по планете» может стать идеологией не только среднего и высшего экологического образования, но и эколого-просветительской работы национальных парков и заповедников, музеев и библиотек, средств массовой информации, а также деятельности неправительственных экологических организаций и политических партий. Центр экологической политики России Ссылки по теме: |
|