Технологические регламенты на разработку экологической документации. Подготовка пакета документов на получение права пользования водным объектом

Представляем нашим читателям Регламент подготовки пакета документов для получения разрешительной документации на право пользования водным объектом, который разработан в целях обобщения накопленного опыта и стандартизации работ в ООО «ИнЭкА-консалтинг», а также для более полного информирования заказчиков ООО «ИнЭкА-консалтинг» о содержании и порядке выполнения работ.

1 января 2007 года вступил в силу новый Водный кодекс РФ (от 03.06.2006 № 74-ФЗ), в соответствии со ст.11 которого предусматриваются два основания пользования поверхностными водными объектами: договор водопользования или решение о предоставлении водного объекта в пользование – лицензирование водопользования отменено.

Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, принятых, выданных и заключённых до введения в действие нового ВК РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

На практике получение разрешительных документов на право пользования водным объектом сопряжено с определёнными трудностями.

Наша организация уже имеет успешный опыт формирования пакета документов на получение права пользования водным объектом в соответствии с новыми требованиями водного законодательства.

Контакт:
ООО «ИнЭкА-консалтинг», г. Новокузнецк.
Отдел экологического консалтинга, Губерт Галина Николаевна.
Тел/факс: (3843) 72-05-79; 72-05-80.
Е-mail: ineca@ineca.ru.
Сайт: www.ineca.ru

Справка:

Настоящий регламент разработан ООО «ИнЭкА-консалтинг» и является интеллектуальной собственностью организации.
Регламент разработан в целях обобщения накопленного опыта и стандартизации работ ООО «ИнЭкА-консалтинг» в области проектирования санитарно-защитных зон, а также для более полного информирования заказчиков ООО «ИнЭкА-консалтинг» о содержании и порядке выполнения работ.
При любом использовании данного документа другими сторонами, ссылка на ООО «ИнЭкА-консалтинг» обязательна.

РЕГЛАМЕНТ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Подготовка пакета документов на получение права пользования водным объектом

Настоящий регламент определяет порядок, сроки и последовательность действий при подготовке пакета документов для получения разрешительной документации на право пользования водным объектом, а именно:

  • договора водопользования;
  • решения о предоставлении водного объекта в пользование.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Водное законодательство основано на принципе равного доступа физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательно Водным кодексом РФ.

Водный кодекс предусматривает предоставление водных объектов в пользование либо на основании договора водопользования, либо решения о предоставлении водного объекта в пользование:

  • ст. 11. Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ (с изм. от 24 июля 2009 г.) «Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование».

Право пользования водным объектом на основании договора приобретается в целях:

  • забора (изъятия) воды из поверхностных водных объектов;
  • использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Право пользования водным объектом на основании решения приобретается при осуществлении 11 видов водопользования, перечисленных в п. 2 ст. 11 ВК РФ, в том числе при сбросе сточных вод и (или) дренажных вод.

Подготовку и заключение договора водопользования, а также подготовку и принятие решения о предоставлении поверхностного водного объекта в пользование осуществляют исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности (Российской Федерации, субъектов РФ или муниципалитета) находится водный объект. К ним относятся:

  • Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы (в Кемеровской области – Отдел водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского бассейнового управления Росводресурсов);
  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (в Кемеровской области –Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области);
  • орган местного самоуправления (в Кемеровской области – Администрация муниципалитета).

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПАКЕТА ДОКУМЕНТОВ

Формирование пакета документов для заключения договора водопользования регулируется постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования». Указанным постановлением утверждена форма примерного договора водопользования.

Форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование на основании договора водопользования утверждена приказом МПР РФ от 23 апреля 2008 года № 102, о предоставлении акватории водного объекта – приказом МПР РФ от 22 мая 2007 г. № 128.

Формирование пакета документов для получения Решения регулируется постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

В соответствии с пунктом 3 указанного постановления приказом МПР РФ от 14 марта 2007 года № 56 утверждена типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование на основании решения также приведена в Приложении 2 к «Административному регламенту по осуществлению Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование» (приказ МПР РФ от 22 декабря 2008 года № 340).

К заявлению на договор водопользования прилагаются документы и материалы, предусмотренные правилами подготовки и заключения договора (Постановление Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 165).

К заявлению на получение Решения прилагаются документы и материалы, предусмотренные порядком подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» в постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844.

Перечень прилагаемых документов к Решению также приведён в типовой форме Решения о предоставлении водного объекта в пользование (приказ МПР РФ от 14 марта 2007 года № 56) и «Административном регламенте Федерального агентства водных ресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование» (Приказ Минприроды России от 22 декабря 2008 г. № 340).

Следует обратить внимание водопользователей на то, что к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод прилагаются:

  • расчёт и обоснование заявленного объёма сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества;
  • пакет документов, предусмотренный приказом МПР РФ от 08 июля 2009 г. № 205 «Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества», согласованный территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов.

3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Подготовка пакета документов на получение права пользования водным объектом включает следующие основные стадии:

  1. Заключение договора с Заказчиком на подготовку обосновывающих материалов на получение права пользования водным объектом (получение решения/договора).
  2. Разработка и согласование с Заказчиком технического задания (ТЗ) на выполнение работы. Перечень исходных данных на формирование пакета документов прилагается к техническому заданию.
  3. Посещение предприятия с целью сбора исходных данных.
  4. Анализ исходных данных на полноту и соответствие их законодательным требованиям к подготовке документов на получение права водопользования.
  5. Формирование пакета уставных документов и обосновывающих материалов.
  6. Предоставление и сопровождение разработанных материалов в исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления. Работа по процедуре согласования и корректировки материалов в процессе получения права пользования водным объектом.
3.1. Сбор исходных данных
  • Получение от Заказчика документов и сведений в соответствии с перечнем исходных данных, прилагаемым к договору. Исполнитель консультирует Заказчика по сбору исходных данных, при необходимости выезжает на предприятие и помогает отобрать необходимую документацию.
  • Анализ исходных данных на соответствие их нормативным документам в области водоохранного законодательства для получения Решения, а также требованиям Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области.
  • Составление запросов в государственные уполномоченные органы о предоставлении сведений о водном объекте.
  • Работа с Заказчиком по внесению дополнений и уточнений в исходные данные по результатам их анализа.
3.2. Формирование пакета документов

3.2.1. Составление обосновывающей пояснительной записки, включающей характеристику систем водоснабжения и водоотведения предприятия, а также:

  • Характеристику района размещения предприятия.
  • Данные об организационных возможностях и материально-техническом оснащении системы учёта объёмов сброса и контроля за качеством сбрасываемых сточных вод.
  • Характеристику выпуска сточных вод.
  • Характеристику системы водоотведения.
  • Данные о системе контроля качества поверхностных вод.
  • Характеристику водопотребления и водоотведения на предприятии и характеристику очистных сооружений, аккумулирующих поверхностные сточные воды.
  • Данные о текущей и перспективной потребности в поверхностных водах заданного назначения.

3.2.2. Оформление «Обоснования заявленного объёма забора (изъятия) водных ресурсов» на соответствие законодательным требованиям.

3.2.3. Обоснование заявленного объёма сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества на соответствие законодательным требованиям.

3.2.4. Оформление пакета документов, предусмотренного приказом МПР РФ от 08 июля 2009 г. № 205 «Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества».

3.2.5. Выполнение картографического материала к пакету документов с приложением ситуационной карты-схемы района размещения предприятия, с нанесением на нее водных объектов, мест расположения водозаборов и выпусков сточных вод, жилых районов, сетей водоснабжения и водоотведения, мест установки средств измерений для учёта количества забираемых вод и сбрасываемых сточных вод.

3.2.6. Составление от имени Заказчика в установленной законодательством форме заявления о предоставлении в пользование водного объекта.

3.2.7. Формирование пакета обосновывающих документов, включая исходные данные и уставные документы предприятия, в соответствии с требованиями законодательства и Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области.

3.3. Согласование пакета документов на право пользования водным объектом

3.3.1. Сопровождение и защита пакета документов при его рассмотрении и утверждении Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области.

Процедура сопровождения пакета документов при согласовании и утверждении включает:

  • доставку проекта в государственную организацию,
  • отслеживание процесса согласования,
  • при наличии замечаний к документам и материалам – устранение замечаний в части своей компетенции и доработка пакета без дополнительной оплаты.

3.3.2. Сроки составления и согласования пакета документов

Срок формирования пакета документов на получение права пользования водным объектом составляет до 1 месяца.

Сроки согласования пакета документов на получение права пользования водным объектом в государственных организациях устанавливаются в соответствии с регламентами, принятыми в этих организациях, и составляет от 10 дней до 2 месяцев.

3.3.3. Условия приостановления действия договора или решения на водопользование

Приостановление или ограничение водопользования установлено статьёй 41. Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ (с изм. от 23 июля 2008 г.) в случае:

  • угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека;
  • возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
  • причинение вреда окружающей среде;
  • в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.

4. ОБЯЗАННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий являются административными правонарушениями в соответствии со ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. от 22 июля 2008 г.), за которые предусмотрена ответственность в виде:

  • наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Технологические регламенты на разработку экологической документации. Подготовка пакета документов на получение права пользования водным объектом

Представляем нашим читателям Регламент подготовки пакета документов для получения разрешительной документации на право пользования водным объектом, который разработан в целях обобщения накопленного опыта и стандартизации работ в ООО «ИнЭкА-консалтинг», а также для более полного информирования заказчиков ООО «ИнЭкА-консалтинг» о содержании и порядке выполнения работ.

1 января 2007 года вступил в силу новый Водный кодекс РФ (от 03.06.2006 № 74-ФЗ), в соответствии со ст.11 которого предусматриваются два основания пользования поверхностными водными объектами: договор водопользования или решение о предоставлении водного объекта в пользование – лицензирование водопользования отменено.

Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, принятых, выданных и заключённых до введения в действие нового ВК РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

На практике получение разрешительных документов на право пользования водным объектом сопряжено с определёнными трудностями.

Наша организация уже имеет успешный опыт формирования пакета документов на получение права пользования водным объектом в соответствии с новыми требованиями водного законодательства.

Контакт:
ООО «ИнЭкА-консалтинг», г. Новокузнецк.
Отдел экологического консалтинга, Губерт Галина Николаевна.
Тел/факс: (3843) 72-05-79; 72-05-80.
Е-mail: ineca@ineca.ru.
Сайт: www.ineca.ru

Справка:

Настоящий регламент разработан ООО «ИнЭкА-консалтинг» и является интеллектуальной собственностью организации.
Регламент разработан в целях обобщения накопленного опыта и стандартизации работ ООО «ИнЭкА-консалтинг» в области проектирования санитарно-защитных зон, а также для более полного информирования заказчиков ООО «ИнЭкА-консалтинг» о содержании и порядке выполнения работ.
При любом использовании данного документа другими сторонами, ссылка на ООО «ИнЭкА-консалтинг» обязательна.

РЕГЛАМЕНТ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Подготовка пакета документов на получение права пользования водным объектом

Настоящий регламент определяет порядок, сроки и последовательность действий при подготовке пакета документов для получения разрешительной документации на право пользования водным объектом, а именно:

  • договора водопользования;
  • решения о предоставлении водного объекта в пользование.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Водное законодательство основано на принципе равного доступа физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательно Водным кодексом РФ.

Водный кодекс предусматривает предоставление водных объектов в пользование либо на основании договора водопользования, либо решения о предоставлении водного объекта в пользование:

  • ст. 11. Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ (с изм. от 24 июля 2009 г.) «Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование».

Право пользования водным объектом на основании договора приобретается в целях:

  • забора (изъятия) воды из поверхностных водных объектов;
  • использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Право пользования водным объектом на основании решения приобретается при осуществлении 11 видов водопользования, перечисленных в п. 2 ст. 11 ВК РФ, в том числе при сбросе сточных вод и (или) дренажных вод.

Подготовку и заключение договора водопользования, а также подготовку и принятие решения о предоставлении поверхностного водного объекта в пользование осуществляют исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности (Российской Федерации, субъектов РФ или муниципалитета) находится водный объект. К ним относятся:

  • Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы (в Кемеровской области – Отдел водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского бассейнового управления Росводресурсов);
  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (в Кемеровской области –Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области);
  • орган местного самоуправления (в Кемеровской области – Администрация муниципалитета).

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПАКЕТА ДОКУМЕНТОВ

Формирование пакета документов для заключения договора водопользования регулируется постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования». Указанным постановлением утверждена форма примерного договора водопользования.

Форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование на основании договора водопользования утверждена приказом МПР РФ от 23 апреля 2008 года № 102, о предоставлении акватории водного объекта – приказом МПР РФ от 22 мая 2007 г. № 128.

Формирование пакета документов для получения Решения регулируется постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

В соответствии с пунктом 3 указанного постановления приказом МПР РФ от 14 марта 2007 года № 56 утверждена типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование на основании решения также приведена в Приложении 2 к «Административному регламенту по осуществлению Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование» (приказ МПР РФ от 22 декабря 2008 года № 340).

К заявлению на договор водопользования прилагаются документы и материалы, предусмотренные правилами подготовки и заключения договора (Постановление Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 165).

К заявлению на получение Решения прилагаются документы и материалы, предусмотренные порядком подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» в постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844.

Перечень прилагаемых документов к Решению также приведён в типовой форме Решения о предоставлении водного объекта в пользование (приказ МПР РФ от 14 марта 2007 года № 56) и «Административном регламенте Федерального агентства водных ресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование» (Приказ Минприроды России от 22 декабря 2008 г. № 340).

Следует обратить внимание водопользователей на то, что к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод прилагаются:

  • расчёт и обоснование заявленного объёма сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества;
  • пакет документов, предусмотренный приказом МПР РФ от 08 июля 2009 г. № 205 «Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества», согласованный территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов.

3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Подготовка пакета документов на получение права пользования водным объектом включает следующие основные стадии:

  1. Заключение договора с Заказчиком на подготовку обосновывающих материалов на получение права пользования водным объектом (получение решения/договора).
  2. Разработка и согласование с Заказчиком технического задания (ТЗ) на выполнение работы. Перечень исходных данных на формирование пакета документов прилагается к техническому заданию.
  3. Посещение предприятия с целью сбора исходных данных.
  4. Анализ исходных данных на полноту и соответствие их законодательным требованиям к подготовке документов на получение права водопользования.
  5. Формирование пакета уставных документов и обосновывающих материалов.
  6. Предоставление и сопровождение разработанных материалов в исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления. Работа по процедуре согласования и корректировки материалов в процессе получения права пользования водным объектом.
3.1. Сбор исходных данных
  • Получение от Заказчика документов и сведений в соответствии с перечнем исходных данных, прилагаемым к договору. Исполнитель консультирует Заказчика по сбору исходных данных, при необходимости выезжает на предприятие и помогает отобрать необходимую документацию.
  • Анализ исходных данных на соответствие их нормативным документам в области водоохранного законодательства для получения Решения, а также требованиям Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области.
  • Составление запросов в государственные уполномоченные органы о предоставлении сведений о водном объекте.
  • Работа с Заказчиком по внесению дополнений и уточнений в исходные данные по результатам их анализа.
3.2. Формирование пакета документов

3.2.1. Составление обосновывающей пояснительной записки, включающей характеристику систем водоснабжения и водоотведения предприятия, а также:

  • Характеристику района размещения предприятия.
  • Данные об организационных возможностях и материально-техническом оснащении системы учёта объёмов сброса и контроля за качеством сбрасываемых сточных вод.
  • Характеристику выпуска сточных вод.
  • Характеристику системы водоотведения.
  • Данные о системе контроля качества поверхностных вод.
  • Характеристику водопотребления и водоотведения на предприятии и характеристику очистных сооружений, аккумулирующих поверхностные сточные воды.
  • Данные о текущей и перспективной потребности в поверхностных водах заданного назначения.

3.2.2. Оформление «Обоснования заявленного объёма забора (изъятия) водных ресурсов» на соответствие законодательным требованиям.

3.2.3. Обоснование заявленного объёма сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества на соответствие законодательным требованиям.

3.2.4. Оформление пакета документов, предусмотренного приказом МПР РФ от 08 июля 2009 г. № 205 «Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества».

3.2.5. Выполнение картографического материала к пакету документов с приложением ситуационной карты-схемы района размещения предприятия, с нанесением на нее водных объектов, мест расположения водозаборов и выпусков сточных вод, жилых районов, сетей водоснабжения и водоотведения, мест установки средств измерений для учёта количества забираемых вод и сбрасываемых сточных вод.

3.2.6. Составление от имени Заказчика в установленной законодательством форме заявления о предоставлении в пользование водного объекта.

3.2.7. Формирование пакета обосновывающих документов, включая исходные данные и уставные документы предприятия, в соответствии с требованиями законодательства и Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области.

3.3. Согласование пакета документов на право пользования водным объектом

3.3.1. Сопровождение и защита пакета документов при его рассмотрении и утверждении Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области.

Процедура сопровождения пакета документов при согласовании и утверждении включает:

  • доставку проекта в государственную организацию,
  • отслеживание процесса согласования,
  • при наличии замечаний к документам и материалам – устранение замечаний в части своей компетенции и доработка пакета без дополнительной оплаты.

3.3.2. Сроки составления и согласования пакета документов

Срок формирования пакета документов на получение права пользования водным объектом составляет до 1 месяца.

Сроки согласования пакета документов на получение права пользования водным объектом в государственных организациях устанавливаются в соответствии с регламентами, принятыми в этих организациях, и составляет от 10 дней до 2 месяцев.

3.3.3. Условия приостановления действия договора или решения на водопользование

Приостановление или ограничение водопользования установлено статьёй 41. Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ (с изм. от 23 июля 2008 г.) в случае:

  • угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека;
  • возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
  • причинение вреда окружающей среде;
  • в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.

4. ОБЯЗАННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий являются административными правонарушениями в соответствии со ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. от 22 июля 2008 г.), за которые предусмотрена ответственность в виде:

  • наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.